А вам слабо?Оригинальные поделки
Авторские мастер-классыАвторские игрушки
Вкусные игрушкиВкусные игрушки
Воскресная школаРелигиозная тема
Детские игрыПодвижные игры
ИгротекаНастольные игры
Игрушечные новостиНовые игрушки
Игры on-lineИгры on-line
И смех, и грехСмешные игрушки
История игрушекИстория игрушек
Музей на столеМодели из бумаги
Обзор сайтов, товаров, игр и игрушекОбзор игромира
От теории к практикеФизические игрушки
Очумелые ручкиОчумелые ручки
Природный материалИз природного материала
Просто о сложномНаучные игрушки
РаскраскиРаскраски
РемеслаРемесла
РукоделиеРукоделие
Справочный отделСоветы
Страна развлеченийТехнические игрушки
Художественная школаТворческие поделки
Читальный залЧитаем детям
Поделки к праздникамПоделки к праздникам


Хит месяца

Домик из спичек

Домик из спичек

 Домик из спичек не потребует почти ничего, "кроме ловкости рук", немного усердия и нескольких часов свободного времени.

Активные темы форума

Самокат

Самокат

 Самокат устроен таким образом, что его ездоку совершенно не нужно проходить специальную подготовку, так как вся система равновесия осуществляется автоматически.


Ящик для мелких деталей

Ящик для мелких деталей

 Предлагаю систему хранения мелких радиодеталей в соответствии с их техническими характеристиками.


Поделки из прищепок

Поделки из прищепок

 з деревянных прищепок можно сделать много интересного и полезного.


Поделки из банок

Поделки из банок

 Поделки из банок

другие темы форума

другие темы из архива форума

Рассылки
Подписаться на рассылки
Словарь игр и игрушек
А Б В Г
Д Е Ё Ж
З И Й К
Л М Н О
П Р С Т
У Ф Х Ц
Ч Ш Щ Ы
Э Ю Я
Архивы выпусков
2012 2011 2010
2009 2008 2007
2006 2005 2004
Реклама
Рукоделие Рукоделие Лоскутная пластика
Совершенно уверены, что после первой же вещи, сделанной своими руками «из ничего» и получившей одобрение домашних, автору ее обязательно захочется сделать что-нибудь еще. Как правило, если уж творческий процесс начался, его и не остановить. При этом вы получает удовольствие дважды: и от красивой нарядной вещи, украсившей дом, и от того, что ушли постоянно мешающие, перекладываемые с места на место лоскуты и старые вещи.

Лоскутная пластика

Изделия из лоскутков различных тканей всегда занимали почетное место в народном быту. Одеяла, покрывала, наволочки, коврики не только использовались по своему прямому назначению, но и эффектно украшали интерьеры деревенского дома. Собирались они каждой мастерицей из тех кусочков тканей, которые были в доме. Уже то, что набор лоскутов в каждом случае был разный, придавало неповторимость этим изделиям. Рисунки соединения лоскутков для каждой вещи могли быть и регулярными, с подобранными в определенной последовательности элементами, создающими четкий орнамент, и объединенными только по колориту с мягкими переходами тонов, и просто собранными в яркие красочные пятна. Все определялось только желанием и вкусом автора. Как правило, вся эта лоскутная пластика выполнялась из кусочков тонких хлопчатобумажных и, что было реже, из шелковых тканей. При этом сам вид тканей и утилитарное назначение изделий требовали плоскостного решения композиций.

Лоскутная пластика. Снегирь. Автор Ванина Оля. 15 лет
автор Ванина Оля, 15 лет

Предлагаемое в этом материале использование для создания декоративных произведений лоскута плотных тканей — драпа, сукна, фетра — значительно расширяет возможности этого вида искусства.

Плотность и объемность таких тканей, их фактурная выразительность, способность хорошо сохранять форму, возможность формировать фигурно вырезанный край позволяют создавать и плоскостные — аппликативные, и рельефные, и даже объемные композиции. Лоскут плотных тканей — это материал крупных, ярких цветовых пятен, многоплановых интерьерных композиций.

При этом создаваемые из такого лоскута произведения способны выполнять не только декоративную функцию, как, например, настенные панно, большие и малые композиции (рельефные и объемные) на заданном фоне и без него, но и иметь предметно-утилитарное назначение — покрывала, пледы, подушки, сумки, напольные и настенные ковры и многое другое.

Многообразие решений предметов лоскутной пластики неисчерпаемо. Заметим, что лоскутные изделия отлично сочетаются с применяемыми в интерьере произведениями других видов декоративно-прикладного искусства — макраме, керамикой и др.

Каждый дом представляет для мастерицы широкие возможности для «лоскутного» творчества. Например, выполненные в одном стилевом решении и близкой цветовой гамме настенный или напольный ковер и диванные подушки придадут красоту и законченность уголку отдыха. Покрывала на кровати и шторы из однотонной ткани, украшенные широкой сочной орнаментальной каймой, создадут неожиданный и нестандартный интерьер спальни.

В каждом доме, в каждой семье всегда есть вышедшие из употребления взрослые и детские пальто, отслужившие свое шляпы и другие вещи из драпа, фетра, сукна. А так как в каждой семье есть набор отслуживших свой век вещей, причем у каждой хозяйки свои пристрастия и вкусы, то изделия получатся неповторимыми, придавая дому не только уют, но яркую индивидуальность, что так важно в наших стандартных по планировке квартирах с привычным набором мебели и других предметов быта.

Совершенно уверена, что после первой же вещи, сделанной своими руками «из ничего» и получившей одобрение домашних, автору ее обязательно захочется сделать что-нибудь еще. Как правило, если уж творческий процесс начался, его и не остановить.

При этом каждая женщина получает удовольствие дважды: и от красивой нарядной вещи, украсившей дом, и от того, что ушли постоянно мешающие, перекладываемые с места на место лоскуты и старые вещи.

Пользуясь приемами аппликации, в зависимости от того, какие лоскуты окажутся под рукой, легко варьировать рисунки, делая их в виде орнамента на заданном фоне или обыгрывая определенную тональную гамму геометрическими или свободно скомпонованными элементами, хорошо смотрятся также тематические композиции на различные сюжеты.

Используя пластичность драповых тканей, удается создавать изделия, имеющие довольно высокий рельеф, и даже объемные, только прикрепленные к фону. Таким способом, например, выполнены описанные ниже работы «Каллы» и «Цветы дорог».

Из лоскута, так же как из ниток, делают кисти, помпоны, подвески, бахрому и другие элементы, позволяющие разнообразить и обогащать лоскутные композиции.

Работа с лоскутом в отличие от многих других видов декоративно-прикладного искусства не требует никаких особых навыков. Понадобятся только фантазия и швейная машинка, а то и просто иголка вместо машинки. Основой, на которую нашивается лоскут, обычно служат мешковина, бортовка, любая другая плотная ткань, даже собранная из кусков. Конструкции рам и каркасов для каждой работы зависят от их назначения. Иногда это четко ограничивающие работу рамы, одновременно выполняющие функцию несущих элементов, как в предлагаемых ниже работах «Каллы» и «Цветы дорог». Иногда композиция свободна, и жесткий деревянный каркас из реек, позволяющий изделию сохранить форму и служащий для крепления подвесок, спрятан с задней стороны работы.

Таким образом, то или иное решение всегда диктуется необходимостью добиться максимальной выразительности в каждой работе.

Процесс выполнения всех изделий (кроме свободных композиций, собираемых из лоскутов произвольной формы «по месту», без предварительного эскиза) начинается с создания наброска самой работы в малом масштабе. После этого рисунок увеличивают до нужного размера и все его детали тщательно прорисовывают. Затем детали рисунка, в соответствии с замыслом, слабо окрашивают цветными карандашами, акварелью или гуашью в нужный цвет. И потом уже подбираются лоскуты соответствующего цвета и тона и еще раз, уже окончательно, определяется цветовая гамма. С нового (увеличенного) рисунка снимают кальку, с которой рисунок переносят на основу.

Если основа является фоном для композиции, то сразу уточняют ее размеры и обозначают контуры элементов композиции, чтобы затем, натягивая основу на рамку, не перекосить ткань. Основа должна на 3...4 см выступать за наружные контуры рамки.

Проще всего перевести рисунок на основу следующим образом: все линии рисунка с изнаночной стороны кальки обводят жирно-мягким черным карандашом, затем кальку прикалывают к основе изнаночной стороны к ткани и уже жестким карандашом передавливают (переводят) на основу. Потом на рисунок накладывают новую кальку и каждый элемент еще раз переводят на кальку и вырезают. Это выкройки элементов рисунка. Выкройка каждого элемента накладывается на соответствующую ткань и по контуру обводится тонким обмылком. Повторяем: для выполнения контура деталей на ткани лучше пользоваться именно обмылком, а не мелом, так как мел оставляет следы на ткани и пачкает ее, а мыло легко убрать влажной тряпкой и горячим утюгом.

По контуру, прочерченному мылом, вырезают каждый отдельный элемент. Если одна деталь по эскизу перекрывается другою, то в этих местах делают припуски на шов. Затем в соответствии с рисунком все элементы поочередно нашивают на основу. Чтобы при этом не ошибиться, нумеруют все элементы на общем рисунке, после чего соответственно нумеруют все вырезанные детали.

Рекомендации по выполнению каждой работы даны в ее описании. Ниже вы познакомитесь с советами, как правильно выполнить композиции «Каллы» и «Цветы дорог».


Каллы

Каллы
увеличить

Общий вид композиции «Каллы» дан на рис. 1 в масштабе 1:7. Композиция состоит из объемных элементов, присоединяемых к основе. Круглые стебли, листья и цветы калл выполняют отдельно и прикрепляют к фону потайным швом. Работа начинается с того, что узор композиции в целом и рисунки всех отдельных ее элементов увеличивают в 7 раз, то есть до натуральных размеров. Для этого сначала вычерчивают новую масштабную сетку с соответствующими размерами клетки, а затем по этой сетке строят рисунок «Каллы».

Каллы
увеличить

В качестве основы, на которой выполняется работа, подойдут бортовка, мешковина или любая светлая однотонная ткань, слегка тонированная серым или бежевым цветом. В связи с тем, что все элементы композиции изготавливают отдельно, нет надобности переносить на основу весь рисунок, поэтому на предварительно отутюженную основу наносят контуры рамы размером 49x98 см. Это необходимо для того, чтобы при натягивании готового изделия на раму не возникло перекоса. (Не забудьте, что линии рамы должны совпадать с нитями основы и утка ткани.) И еще на основе вычерчивают линии пришива стеблей и листьев (рис. 2).

Для выполнения «Калл» необходимы куски плотного драпа, сукна или фетра: белого для цветов, насыщенного зеленого для стеблей и листьев, а также светло-коричневого для пестиков. Лепесткам и стеблям каждого цветка назначают одинаковые номера (от 1 до 5), листья имеют номера I и II.

Каллы
увеличить

Начинать работу удобнее с формирования стеблей, которые делают из шнура, причем этот шнур плотно обертывают полоской зеленого драпа (ширина полоски внизу стебля 4 см, а у основания цветка 3 см). Положение стеблей каждого цветка показано на схеме (см. рис. 2). Края зеленой полоски по стыку крепко сшивают. В верхнюю часть каждого стебля вставляют и плотно пришивают пестики цветка, состоящие из трех вертикальных полосок светло-коричневого или темно-желтого драпа (ширина полосок 1,4 см, длина 6 см). Каждую из трех полосок, составляющих пестики, складывают пополам, проглаживают утюгом, чтобы получить четкое ребро сгиба, и надрезают каждую сторону на 0,5 см (рис. 3). Затем полоски складывают ребрами друг к другу и сшивают между собой по всей длине. Готовые пестики пришиваются к верхним частям стеблей. Цветы калл состоят каждый из одного белого лепестка. Лепестки цветов с 1-го по 5-й показаны на рис. 4. (Лепестки, конечно, также увеличивают по отношению к рисунку в 7 раз.)

Каллы
увеличить

Листья калл I и II выкраивают вместе с черенками (рис. 4) из того же драпа, что и стебли. Листья калл крупные, поэтому все их прожилки должны быть отчетливо видны. Для этого выкройку каждого листа (в натуральную величину, конечно) накладывают на ткань, обводят обмылком, после чего все линии прожилок прометывают через бумагу белыми нитками. Затем бумагу удаляют, а лист поочередно складывают по каждой прожилке изнаночной стороной вверх; получившееся ребро проглаживают у самого сгиба и прострачивают на расстоянии 0,2 см от него. У краев листа шов сводится «на нет».

Каллы
увеличить

Черенки листьев выполняют так же, как и стебли цветов, то есть с прокладкой шнура. У основания листьев полоски черенков слегка разрезают (по контуру листа), чтобы легче было обернуть шнур черенка. Причем у листа I разрезы выполняют симметрично с обеих сторон, у листа II разрезы слегка смещены в сторону для того, чтобы шов. которым скрепляют полоску драпа, оказался спрятанным за черенком. Из рис. 5 видно, что в том месте, где стебель черенка переходит в стержень листа, шнур по толщине постепенно сходит «на нет». А чтобы «выявить» на листе его стержень, на шнур этого стержня накладывают полоску ткани и приметывают ее к листу, после чего стержень выстрачивают с лицевой стороны листа по обе стороны от шнура, сводя швы в конце стержня. Затем швы стержня с изнаночной стороны работы слегка стягивают ниткой, захватывающей полоску со шнуром по обе стороны стержня, чтобы создать ему выпуклость. К концу стержня выпуклость должна «таять».

Каллы
увеличить

Лист II, сложенный пополам, выкраивается не полностью (см. рис. 4). На закрытой (невидимой) стороне листа прожилки, естественно, не делают. Заметим, что так как лист II повернут к зрителю тыльной стороной, то прожилки на этой стороне рельефные (на лицевой стороне листа прожилки получаются вогнутыми). Готовые листья приметываются к основе по схеме (см. рис. 2). Раму для композиции «Каллы» (рис. 6) сколачивают из реек сечением 1x2 см. Наружные размеры рамы 49x98 см. Для обеспечения жесткости рамы ее углы укрепляют прямоугольными треугольниками со сторонами 10x10 см (треугольники изготавливают из 4-миллиметровой фанеры). Треугольники крепят к раме тонкими гвоздиками со стороны, обращенной к стене. С этой же стороны прибивают одну или две петли для подвешивания рамы.

Законченное изделие натягивают на раму так, чтобы нанесенный на основу контур панно совпал с краями рамы, и прибивают основу к раме с боковых сторон. Как уже говорилось, размеры основы должны быть больше размеров рамы примерно на 3 см с каждой стороны. Готовое панно оформляют по периметру рамы тонированными рейками сечением 0,5x2,5 см.

Тонируют рейки анилиновым красителем для хлопчатобумажных тканей, гуашью, акварелью.


Цветы дорог

Цветы чертополоха и репейника, растущие по обочинам дорог и покрытые толстым слоем пыли, обычно никто не замечает и за цветы-то не считает. Омытые же сильным летним дождем они оказались очень яркими и декоративными и, на мой взгляд, вполне достойно «звучат» в художественной композиции.

Цветы дорог
увеличить

Цветы и стебли чертополоха и соцветия репейника подготовлены в виде отдельных элементов и пришиты к основе вручную по схеме, приведенной на рис. 7. А вот листья чертополоха, стебельки и листики репейника пристрочены на машине.

Цветы дорог
увеличить

Общий вид работы показан на рис. 8 (масштаб 1:7).

Для изготовления панно необходимы куски драпа малинового (для цветов чертополоха и серединок цветов репейника) и светло-серого (для соцветий репейника) цветов. Для стеблей, листьев и чашечек цветов чертополоха понадобится драп густо-зеленого цвета, для стеблей и листьев репейника светло-зеленый драп. Для основы работы подбирают плотную светлую ткань.

Сначала готовят основу и выкройки всех элементов композиции в натуральную величину. Затем схему композиции (см. рис. 8) переносят на основу указанным ранее способом.

Цветы дорог
увеличить

Непосредственно работу над деталями начинают с формирования стеблей и листьев чертополоха (рис. 9, масшаб 1:3,5). Тонкие круглые стебли чертополоха сворачивают трубочкой из длинных полосок драпа шириной 15 мм и сшивают края полосок встык, приметывают стебли со стороны шва, после чего пришивают к основе вручную. Перед креплением к основе фигурных листьев чертополоха их прострачивают зелеными нитками с лицевой стороны по размеченным линиям боковых жилок. К основе лист пристрачивают посередине, по основной жилке. Боковые стороны листа к основе не пришивают, а только в отдельных местах прихватывают потайным швом, что создает дополнительную игру листьев и всей композиции.

Цветы дорог
увеличить

Каждый цветок и бутон чертополоха предварительно «собирают» на отдельной маленькой дополнительной подкладке-основе (рис. 10, масштаб 1:3,5). Цветы чертополоха — это пучки из полосок драпа малинового цвета шириной 2...2,5 мм. Причем полоски делают немного длиннее, с припуском на «пришив», чтобы чашечка цветка в дальнейшем закрыла место крепления. Полоски нижними концами пришивают к дополнительной основе, верхний конец остается свободным, придавая цветкам живописную объемность. Закончив работу с полосками, последовательно, начиная с верхнего яруса, приступают к обшивке дополнительной основы цветка деталями чашечки цветка, которые накладывают на основу и пришивают к ней. Понятно, что каждый последующий ярус должен закрывать место пришива предыдущего. Готовый цветок располагают на соответствующем стебле по схеме и пришивают с изнаночной стороны к «основной» основе. Когда все цветы готовы, малиновые полоски цветка в некоторых местах дополнительно прикрепляют к фону, придавая цветку естественный вид.

Цветы дорог
увеличить

После чертополоха наступает очередь репейника. Работу здесь также начинают с изготовления стебельков и листьев и прикрепления их на место. Стебельки репейника, представляющие собой полоски драпа светло-зеленого цвета шириной 5...6 мм, пристрачивают к основе наружным швом, располагая его посередине стебелька. Длина стебельков определяется по схеме (с небольшим припуском). Более крупные листики репейника даны на рис. 11,а в масштабе 1:3,5. Делают их так же, как и листья чертополоха: сначала на листке прострачивают жилки, а затем он сам пристрачивается к основе по основной жилке. Мелкие листочки изготавливают и крепят аналогично.

Цветы дорог
увеличить

Соцветия репейника (рис. 12, масштаб 1:3,5) выполняют на дополнительной основе, на которую переносят рисунок соцветия, отмечая место прикрепления «хохолка», состоящего из нескольких полосок малинового и серого драпа (ширина полосок 1,5...2 мм, высота 8... 15 мм). Вокруг «хохолка» у каждого из цветков соцветия пришивают «щеточку» из сложенных пополам полосок серого драпа (см. рис. 11,б). Полоски пришивают вокруг «хохолка» по средней линии, а затем отглаживают в сторону «хохолка». Ширина полоски уменьшается от 25 мм в центре до 12...10 мм у края цветка. Выполнив один цветок, переходят к следующему, пока на дополнительной основе не будет закончено все соцветие. Готовое соцветие подстригают со всех сторон, чтобы четко сформировать округлость и выпуклость каждого цветка. Затем каждое соцветие прикрепляют потайным швом к основе композиции.

На ряс. 7 и 12 показано, какие элементы композиции перекрываются другими. Начинают монтаж деталей на основу, конечно, с деталей, расположенных ниже. Когда композиция полностью собрана, ее натягивают на раму и прибивают к раме тонкими гвоздями. Процесс изготовления рамы приведен выше при описании работы «Каллы». Размеры рамы такие же. Готовая и натянутая на раму композиция обрамляется тонированными рейками.


другие статьи по теме:
Аппликация из мешковины
Панно "Зима"
Тигра. Аппликация по пенопласту
Прекрасный ирис в подарок
Цветы из ткани
Картина из ткани
У лукоморья дуб зеленый. Квилт
Курочка ряба. Квилт


Л. Уцеховская
журнал "Сделай Сам"

Хит недели

Необычные цветы в подарок

 Необычные цветы в подарок

 Этот оригинальный способ выполнения рисунков использовался еще нашими прадедами.

Поделки к праздникам

Международный день защиты детей
Международный день защиты детей
1 июня

День изобретателя и рационализатора
День изобретателя и рационализатора
30 июня

поделки к другим праздникам

В мире игр и игрушек

Робот из зубной щетки

Робот из зубной щетки

  Вот такого необычного и очень шустрого жучка вы можете сделать себе из зубной щетки, моторчика от телефонного вибратора и несколько батареек от часов или компьютера.


Игра “Доротка”

Игра “Доротка”

 Эту игру мы назвали так. потому что ее придумала Доротка Хожевская, ученица 1 класса. Игра прекрасно тренирует зрительную память.


Дрессированная мышка

Дрессированная мышка

 Хотите позабавить своего младшего братишку и его друзей необычной игрушкой? Выберите из его мягких зверюшек одну. Допустим, это будет мышка.

другие новости

Игрушки и сувениры
Восточный гороскоп
Коза (Овца)
2015
овца
Лошадь
2014
лошадь
Змея
2013
змея
Дракон
2012
дракон
Кролик (Кот)
2011
кролик
Тигр
2010
тигр
Бык (Вол)
2009
бык
Крыса
2008
крыса
Кабан (Свинья)
2007
свинья
Собака
2006
собака
Петух
2005
петух
Обезьяна
2004
обезьяна

© 2004 — 2016
Идея и реализация — Сергей Резников