АВТОНОМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Вы построили модель и хотите, чтобы она двигалась. Самое простое — поставить на нее микроэлектродвигатель типа ДП-1, батарейку GB1 и выключатель S1 любого типа (рис. 1, а). Включите двигатель, подав на него питание, и ваша модель поедет, как настоящая машина.
Если хотите сделать модель управляемой на расстоянии, что, конечно, интереснее, то установите выключатель на самостоятельный пульт и соедините его с моделью проводами.
Вам, наверное, интересно будет узнать, что управление по проводам применяется не только для игрушек и простейших моделей. В истории техники известны случаи, когда с самолета управляли летающим объектом по проводам длиной 30 км. Во время второй мировой войны были применены зенитные ракеты, управляемые по проводам. Вообще способ управления по проводам очень прост и надежен. Нарушить связь между рулевым и управляемым объектом можно только разорвав провода. Но все достоинства метода сводятся на нет одним единственным недостатком — он очень дорог! Ведь для каждого запуска расходуется много провода, который потом пропадает.
В моделизме автономное управление применяется довольно широко. Используйте и вы его для своих работ.
Вместе с запуском первых моделей придет и первый опыт. Вы заметите, что, чем длиннее и тоньше провода, идущие от пульта к модели, тем медленнее она движется. Почему? Микроэлектродвигатель потребляет большой ток, и много энергии теряется в проводах. А если по ним передавать только сигналы управления выключателем электродвигателя, а сам выключатель оставить на модели? Схема такого устройства приведена на рисунке 1, б. Выключателем здесь служит транзистор VI. Электродвигатель включен в его коллекторную цепь, а по проводам, идущим к кнопке управления SВ1, проходит только ток базы этого транзистора. Он очень мал, поэтому потери даже в тонких проводах будут незначительны. Поскольку через транзистор V1 течет довольно большой ток, транзистор должен быть достаточно мощным — типа КТ814Г. Он укреплен на радиаторе — дюралевой пластинке размером 20х40 мм и толщиной 3 мм.
Питание на схему подается через выключатель S1. Если вы замкнете его, двигатель работать не будет: ведь ток, протекающий через транзистор, очень мал. При замыкании кнопки SВ1 на базу транзистора поступает ток. Транзистор открывается. Электродвигатель получает питание через открытый транзистор. Величину резистора R1 следует подобрать опытным путем. Ориентировочно она должна быть 200 0м. Как оценить, правильно ли выбран резистор? Если при закорачивании эмиттера и коллектора V1 частота вращения электродвигателя будет меняться незначительно, значит сопротивление резистора подобрано верно.
Обращаем ваше внимание на то, что выводы полупроводников — диодов, транзисторов — очень чувствительны к перегреву. Стоит немного перегреть их при пайке — и деталь выходит из строя. Чтобы не портить дефицитные детали, надо усовершенствовать паяльник. В жале нагретого (но обязательно отключенного) от сети паяльника просверлите неглубокое отверстие и вставьте в него пишущий узел от стержня шариковой ручки. Его температура на несколько градусов ниже температуры самого жала.
Но как бы ни были тонки провода, каждый из вас мечтает, чтобы их совсем не было! Чтобы модель во всем напоминала настоящую машину. Это возможно, если перейти к радиоуправлению.
Для тех из вас, кто уже имеет опыт в постройке радиоэлектронных схем, предлагаем поставить на модель однокомандную аппаратуру радиоуправления на сверхдлинных волнах, то есть использовать низкочастотное магнитное поле. Их длина измеряется десятками километров. В нашем случае она будет равна 50 000 метров. Мы выбрали такие длинные волны потому. что нам с ними будет легче работать. Ведь их частоту - 6 кГц - мы хорошо воспринимаем на слух.
Павлин   Содержание   Радиоуправление