ПЛАНЕРЫ ИЛИ САМОЛЕТЫ ИЗ СПИЧЕК

Чтобы сделать такие модели, нужны самые простые и доступные материалы — спички, бумага, клей и крохотный кусочек пластилина, который нужно прилепить к носу модели для центровки.
Инструменты — линейка, карандаш, ножницы, наждачная бумага.
Миниатюрную летающую модель планера, которую вы видите на рисунке 1, придумал С. Касинский. Фюзеляж модели изготовляется из спички, а крыло и хвостовое оперение — из тетрадной бумаги.
На листе в клетку остро заточенным карандашом разметьте крыло, хвостовое оперение и аккуратно вырежьте ножницами. На хвостовом оперении отогните по пунктиру 2 киля.
Для фюзеляжа надо подобрать, ровную прямослойную спичку с прочной головкой. Спичку обработайте лезвием от безопасной бритвы так, чтобы ее конец имел толщину не более 1 мм. Места обработки дополнительно выровняйте надфилем и мелкой шкуркой.
Хвостовое оперение закрепите на фюзеляже клеем БФ-2 или канцелярским, казеиновым. Устанавливать оперение нужно очень точно.
После просушки найдите центр тяжести модели. Для этого отбалансируйте модель на призме, изготовленной из деревянной палочки (см. нижнюю часть рисунка). Карандашом проведите линию, на которой лежит центр тяжести. Крыло приклейте так, чтобы его передняя кромка была на 2,5 мм впереди центра тяжести.
После просушки выправьте покоробившиеся части модели. Крылу придайте поперечный угол наклона величиной около 8°. Общий вид готовой модели показан на рисунке.
Возьмите планер указательным и большим пальцами за фюзеляж между крылом и хвостовым оперением и пустите легким толчком горизонтально в воздух. Если планер быстро летит вниз носом, слегка отогните заднюю кромку стабилизатора вверх. Если модель зависает и затем опускается плашмя, отогните кромку вниз. Если же модель поворачивает вправо, отогните задние кромки килей влево — и наоборот.
Может случиться, что модель летит с креном и разворотом вправо, в этом случае отогните вверх переднюю кромку правого крыла. При левом крене отгибается вверх передняя кромка левого крыла.
Правильно изготовленная и хорошо отрегулированная модель может пролететь по прямой до 8 м.
Модель самолета В. Круглова, школьника из города Бекабада Узбекистана по конфигурации на первый взгляд мало отличается от традиционной (рис. 2). Но юный конструктор пошел на маленькую хитрость, благодаря которой ему удалось увеличить длину фюзеляжа, не утяжеляя модель. Отрезав головку, он не стал пропускать спичку через все крыло и стабилизатор, а приклеил ее одним кончиком к крылу, другим — к стабилизатору. Головка спички приклеена к носу планера, к ней лепится пластилин для центровки модели.
Юный московский авиаконструктор А. Серяков предлагает модель, формой своей похожую на летающее крыло. В его модели (рис. 3) нет хвостового оперения. Зато очертания крыла он оставил почти неизменными. Модель плохо летала бы, если бы не одна хитрость. На задних кромках крыла сделаны закрылки (отогнутые кверху примерно на 45°). Модель хотя и капризна, но при удачном запуске все же летает.
А вот еще одна модель самолета (рис. 4). Сделал ее С. Токарев из Свердловска. Она проста по конструкции и в то же время необычна по форме. Крыло надо сделать из ватмана, а спичку аккуратно зашкурить (как, впрочем, и в других моделях). Чтобы этот мини-планер хорошо летал, нужно подобрать вес грузика и потренироваться в запуске.
Очень интересны две модели «летающее крыло», придуманные Н. Безбородовым из Омска. У первой модели (рис. 5) слегка отгибаются кверху не только консоли, но и носик крыла. Чтобы вставить киль, нужно расщепить сзади спичку. Вторая модель, как видите (см. рис. 6) существенно отличается от предыдущей. Пластилин для этих моделей не нужен: носик оказывается тяжелее, чем необходимо, и центровка сводится к тому, что с головки спички осторожно и понемногу соскабливается сера, пока полет модели не пройдет успешно.
По поводу модели В. Броуна и С. Савина из Ханты-Мансийска (рис. 7) мнения могут разделиться. Одни будут считать, что это «летающее крыло», раз у нее ничто не выступает сзади за консоли крыльев. Другие же будут утверждать, что модель обычная, поскольку есть стабилизатор. Но суть ведь не в типе модели, а в том, что она неплохо летает.
Есть среди юных авиаконструкторов и такие, которые создают спичечные модели типа биплана. На рисунке 8 показана модель А. Крупского из Тбилиси. С ней удобно проводить соревнования на дальность полета и точность приземления. Многие из вас знают, что для корректировки полета модели приходится отгибать кромки крыльев, стабилизатора и киля. Конструктор этой модели предлагает место сгиба покрыть тонким слоем нитроклея и подержать с полминуты — тогда кромка не отогнется обратно.
В модели В. Игнатчика из Брестской области (рис. 9) трудно понять, где кончаются крылья и начинается хвостовое оперение. Но летает модель вполне прилично.
А. Комлев из Краснокамска сконструировал и построил фюзеляжную модель планера (рис. 10). Напомним, что все предыдущие модели — схематические. Фюзеляж этого планера склеивается из тонко оструганных спичек и оклеивается папиросной бумагой. Пластилин при регулировке закладывается в нос модели. Крылья, стабилизатор и киль вырезаются из плотной бумаги.
Ю. Шершнев из Саратовской области ухитрился обойтись не только без спички, но и без всякого инструмента, даже без ножниц. Наверное, каждого, кто возьмет в руки такой планер, охватит сомнение: не может же в самом деле летать вот такая загогулина (рис. 11). Вы все-таки попробуйте сделать такой планер. Расправьте крылья, укрепите на носу кусочек пластилина. Кстати, нос у этой модели — понятие условное, поскольку спереди и сзади она абсолютно одинакова, и только грузик будет обозначать, в какую сторону ей лететь. Запустите модель (если только ее можно назвать моделью), она совершит плавный и довольно красивый полет.
Возможности планера, выполненного из спичек и бумаги, весьма ограничены. Все они летают со снижением, в воздухе часто ведут себя капризно, требуют тщательной регулировки. А вот М. Цыбаков из Москвы предлагает установить на спичечном планере двигатель (рис. 12). Правда, если резиномотор поставить на все описанные выше планеры, их нужно будет заново регулировать. Но все равно гораздо интереснее запускать аппарат, летающий самостоятельно.
Изготовить резиномотор можно за полчаса, не больше. Спереди и сзади в спичке-фюзеляже аккуратно сделайте небольшие углубления. В них потом вы вставите передний подшипник винта и задний крючок. И подшипник, и крючок выполните из мягкой проволоки, используя, например, вывод испорченного резистора. Проволоку обмотайте тонкой ниткой в местах соединения со спичкой и промажьте клеем БФ-2. Винт выстругайте ножичком из рейки длиной 45 мм, шириной 6 мм и толщиной 4 мм. Строго по центру винта пропустите ось из проволоки. Конец оси загните крючком для резиномотора.
Резиномотор сделайте из двух ниток, вытянутых из бельевой резинки. Закрутите его на 100-120 оборотов. Модель с таким двигателем летает с большой скоростью.
Игрушки, которые летают   Содержание   Ракеты без пороха