Выпуск 17  От теории к практике  Игра 'Авторалли'

Внешний вид этой настольной игры-соревнования и электрическая схема ее показаны на рисунке.

На планшете, изготовленном из картона или фанеры, установлены две лампочки, окрашенные в зеленый (HL1) и красный (HL2) цвета, и изображена трасса движения гоночного автомобиля. Она разделена на отдельные участки, заканчивающиеся металлическими пластинами (а, б, в, г, д), которые с внутренней стороны планшета соединяются с одним из выводов лампочки HL1. Вдоль пути следования автомашины с обеих сторон натянуты отрезки проволоки, которые соединяются внутри планшета с одним выводом лампочки HL2.

Упрощенный макет гоночного автомобиля можно сделать из мягкой жести. Размеры макета должны быть такими, чтобы при его движении по трассе между бортами машины и проволокой оставался зазор 3—4 мм. Автомобилю необходимо придать форму, обеспечивающую хороший контакт его с металлическими пластинами на планшете и проволокой в случае касания. К автомобилю припаивают длинный гибкий изолированный провод. Провод соединяют с одним из полюсов источника тока, установленного также внутри планшета. К другому полюсу источника присоединяют свободные выводы лампочек HL1 и HL2.

Вы уже, наверное, догадались, что принцип работы этой конструкции аналогичен игровому аттракциону «Попробуй попади». Если автомобиль А коснется пластины на планшете, то замкнется цепь с зеленой лампочкой и она загорится. Касание борта машины проволоки замыкает цепь красной лампочки, соединенной параллельно с зеленой. Автомобиль в этой цепи играет роль выключателя то одной, то другой цепи.

В игре могут участвовать несколько человек. Играющий должен провести автомобиль через первый участок трассы, не задевая проволоки. Если при достижении точки а загорится зеленая лампочка, то машина следует дальше. Если же загорится красный свет, играющий передает автомобиль другому, а свой ход начинает с места остановки. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

Параллельное соединение элементов электрической цепи можно использовать и в других игровых устройствах. Так, для занятий в младших классах можно изготовить электровикторину "Знаком ли ты с героями книг для детей?", для уроков географии - электрофицированную карту, для уроков истории - устройство для проверки знаний некоторых дат важнейших исторических событий.

по книге "Первые шаги в электротехнику"
авторы М.А. Галагузова, Д.М. Комский




Дизайн - Резников Артем