Выпуск 17  Музей на столе  МИГ-21 - сверхзвуковой истребитель

Сверхзвуковой самолет-истребитель МИГ-21 представляет собой свободнонесущий моноплан с треугольным крылом и стреловидным хвостовым оперением. В зависимости от модификации самолет может нести две — четыре ракеты классов «воздух — воздух», «воздух — поверхность», авиационные бомбы и контейнеры с неуправляемыми ракетными снарядами, а также скорострельную авиационную пушку.

Самолет оснащен турбореактивным двигателем с форсажной камерой.

МИГ-21 был принят на вооружение в 1959 г. В основном эти самолеты выпускались как перехватчики и истребители для обеспечения превосходства в воздухе. Однако способность самолета нести разнообразное вооружение, а также последующее усовершенствование планера, силовой установки и оборудования позволили использовать его для непосредственной поддержки войск и тактической разведки. Для изготовления стендовой модели этого истребителя вам потребуются чертежная бумага, плотный картон, прозрачная пленка, стальная проволока диаметром 1 и 1,5 мм. Инструменты обычные: ножницы, карандаш, шило. Поясним некоторые обозначения на рисунках этой модели.

Модель состоит из картонного каркаса — его детали обозначены буквами, бумажной обшивки — ее развертки пронумерованы арабскими цифрами и проволочных деталей — они пронумерованы римскими цифрами (рис. 1, а). Буквами со штрихами обозначены соединительные ленты. Их вырезают из бумаги и наклеивают на картонные шпангоуты, помеченные такими же буквами, как и ленты, только без штриха.

Штриховая линия на развертке (рис. 2) указывает место наклейки другой, более мелкой детали. Знак «(» обозначает, что разверткам нужно придать выпуклую форму.

Детали, обозначенные знаком спирали «о», нужно свернуть трубочкой. Внимательно разберитесь в чертежах (они уменьшены от натурального размера модели в 1,5 раза), подготовьте инструменты, материалы и приступайте к работе. А мы постараемся помочь вам, подробно рассказав об изготовлении основных деталей.

Фюзеляж (рис. 1, б). На нем крепятся все части истребителя, с него и начните делать модель.

Прежде всего вырежьте картонные детали фюзеляжа — шпангоуты Б, В, Г (рис. 2). Обклейте их соединительными лентами Б', В', Г' (рис. 2 и рис. 3). Затем подготовьте бумажные детали — развертки 2, 3, 4, 5, 6, 7. Протяните их через край стола, чтобы они легче свертывались в цилиндры и конусы, и склейте.
Затем переведите с наших чертежей все развертки (рис. 4 и рис. 5), пометьте их номерами и вырежьте детали.

Шпангоуты Б и В вклейте в конические секции 3, 4, 6 (см. рис. 1, б). Теперь в центральную секцию 5 вставьте с двух сторон шпангоуты Г и поочередно приклейте к ней все носовые и хвостовые секции (рис. 6, б—«Соединение секций»).

Из заготовок 50 и 54 склейте цилиндры так, чтобы окрашенная в черный цвет поверхность оказалась внутри. В носовую секцию 2 вклейте цилиндр 50, затем цилиндр 49 с двумя шпангоутами А и приклеенным конусом 1 (конус тоже укрепляют шпангоутом; см. рис. 1, б).

Картонный лонжерон Л вставьте на клею в щели, прорезанные в хвостовой секции 7. Цилиндр 54 укрепите шпангоутом Д и вклейте в него конус 55 со шпангоутом А. Получившийся узел вставьте в хвостовую секцию 7 и приклейте к лонжерону Л.

К хвостовым секциям фюзеляжа снизу подклейте гребень 30.

Хвостовое оперение. Лонжерон стабилизатора (деталь Л) закреплен. Теперь отогните его выступающие концы так, чтобы между ними и фюзеляжем получились углы по 45° (см. рис. 6, б).

Склейте две детали 9 стабилизатора, наденьте их на лонжероны и приклейте. К концам стабилизатора подклейте собранные из трех частей детали 8.

Каркас киля (деталь К) приклейте к секциям 6 и 7. Из заготовки 27 сшейте обшивку киля. Получившуюся деталь наклейте на каркас К.

Детали 26, 28, 29 приклеивайте в последнюю очередь.

Гаргрот примыкает к фонарю кабины и составляет с ним единое целое.

Сначала вырежьте отверстие в секции 4 и через него наклейте детали внутреннего оформления кабины: кресло (детали 51 и 52), приборную доску 48 и прицельную головку 47. Затем вырежьте шпангоуты Е, Ж, 3, И гаргрота, обклейте их соединительными лентами Е', Ж', 3', И' и приклейте к фюзеляжу.

Фонарь кабины сделайте прозрачным, тогда модель станет больше похожа на настоящий истребитель. Для этого детали 18 и 20 вырежьте из пленки. Прорежьте в секциях 3, 4 щели, вставьте в них на клею шипы вырезанных из пленки деталей. Наклейте на фонарь накладки 17, 19 и последовательно приклейте детали 21, 22, 24, 25. Узел «фонарь — гаргрот» собран.

Крыло состоит из двух плоскостей 10 и каркаса: деталей М, Н и 53 (см. рис. 6, 6— «Сборка крыла»).

Вырежьте из картона лонжероны М, Н крыла и вставьте их на клею в щели, прорезанные в центральной секции 5. Лонжерон М перегните в точках соединения его с фюзеляжем так, чтобы концы лонжеронов М и Н соединились. Склейте лонжероны, а затем сверху и снизу укрепите каркас треугольными накладками 53 из плотной бумаги. Каркас готов. Теперь из заготовок 10 согните и склейте две плоскости крыла, смажьте клеем ребра каркаса, наденьте на его выступающие концы правую и левую плоскости и приклейте их торцевыми частями к фюзеляжу.

Обратите внимание на то, что на чертеже помещена развертка лишь правой плоскости. Чтобы получить развертку левой плоскости, скопируйте развертку 10 на кальку, переверните ее и получившееся изображение переведите на бумагу. На концах крыла закрепите аэродинамические гребни 33.
А теперь приступайте к изготовлению шасси. Из проволоки диаметром 1 мм выгните детали II, III (на рисунке 6, а они изображены в полтора раза меньше натурального размера) и оберните их соответственно бумажными развертками 38, 45. Бумагу на стойках шасси закрепите клеем.

Каждое колесо шасси склейте из четырех картонных дисков С (колесо переднего шасси склеивается из дисков Т), проколите в них шилом отверстия и установите на оси стоек. Колеса основного шасси (узел II) с двух сторон зафиксируйте шайбами из пленки. Переднее шасси дополните деталью 44. Теперь в фюзеляже и плоскостях крыла проколите шилом отверстия и воткните в них стойки шасси, смазанные клеем.

Створки люков шасси склейте из заготовок 39 и 46, перегнув их пополам. Шипами и клеем закрепите створки на фюзеляже, а щитки 37— на плоскостях крыла. Кончики щитков 37 и створки 39 отогните, как показано на рисунке 1, а.

Бак и ракеты. Подвесной бак (детали 41, 42, 43 и т. д.) собирается аналогично фюзеляжу (см. рис. 1, б «Схема сборки фюзеляжа и подвесного бака»). Склеенный бак подвешивается к фюзеляжу на пилоне 40.

Думаем, что со сборкой ракет вы тоже легко справитесь. Готовые ракеты подклейте к направляющим 34 (их развертки перегибают пополам, склеивают и закрепляют под плоскостями шипами на клею).

Из проволоки диаметром 1,5 мм по размерам детали 1 изготовьте приемник воздушного давления (ПВД) указателя скорости. В носовой секции 2 проколите шилом отверстие и закрепите в нем на клею ПВД.

На носовую часть фюзеляжа наклейте детали 15 и 16, на центральную — 23, а на хвостовую —31 и 32. Этой операцией завершается сборка модели.

Отделка модели. Развертки бумажной обшивки окрасьте сразу же, как только переведете их на ватман. Для этого потребуется алюминиевая и темно-серая краска, черная и красная тушь.

Все развертки окрасьте алюминиевой краской и поверх нее черной тушью нанесите линии, имитирующие обшивку. Передняя часть детали 2 и задняя часть детали 7 должны быть темно-серыми. Детали 1, 49, 14, 28, верхнюю часть киля 27 и звезды сделайте красными. Готовую модель истребителя покройте бесцветным лаком или тонким слоем клея ПВА.

по книге "Твори, выдумывай, пробуй!"
составитель М.С. Тимофеева


Дизайн - Резников Артем