Выпуск 19  Музей на столе  Вертолет-гигант

Двухвинтовой вертолет-гигант В-12 был создан в конструкторском бюро генерального конструктора М. Л. Миля в 1967 г. В 1971 г. вертолет экспонировался в Париже, где был признан самым интересным экспонатом Международной авиационной выставки. На этом летательном аппарате было установлено 7 мировых рекордов, в том числе рекорд абсолютной грузоподъемности для винтокрылых машин: груз массой 40,2 т был поднят на высоту 2250 м.

Максимальная взлетная масса вертолета-гиганта достигает 105 т, общая мощность четырех двигателей составляет 26 тыс. л. с. Такая мощность позволяет ему подниматься на высоту 3500 м и развивать скорость 260 км/ч, а запаса горючего хватает, чтобы преодолеть без посадки расстояние в 500 км.

Фюзеляж вертолета состоит из двухпалубной кабины экипажа, расположенной в носовой части, и грузовой кабины размером 28,15x4,4x4,4 м. Хвостовая часть фюзеляжа имеет трап и боковые створки, которые в открытом положении позволяют самоходной технике въезжать в грузовую кабину. Экипаж вертолета — 6 человек. В нижнем отсеке располагаются два летчика, бортинженер и бортэлектрик, в верхнем — штурман и бортрадист.

Основные размеры вертолета В-12: длина —37 м; высота —12,5 м; размах крыла —34,4 м; размах с винтами —67 м; диаметр винта —35 м.

Предлагаем построить его картонажную модель.

Материалом для модели служат плотный миллиметровый картон (детали обозначены буквами) и чертежная бумага (детали пронумерованы арабскими цифрами). Римскими цифрами обозначены детали из следующих материалов: I, II, III, IV, V — из проволоки диаметром 1 мм; VI, VII — из пробки; VIII, IX — из стержня от шариковой ручки; Х— из ластика.

Внимательно ознакомьтесь с чертежами и разберитесь, какие детали следует перевести на картон, а какие — на бумагу. Вырежьте детали по жирным контурным линиям, места перегибов прочертите легким нажимом шила. В местах, обозначенных точками, сделайте проколы.

Когда все детали будут заготовлены, приступайте к сборке модели (рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4). Места наклейки деталей обозначены штриховыми линиями. Сборку начинайте с фюзеляжа.

Фюзеляж состоит из цилиндрической и конической секций, склеенных между собой. Чтобы изготовить цилиндрическую секцию, протяните развертку 10 через край стола лицевой стороной кверху (так она легче свернется в трубку) и склейте ее края. Затем вклейте в один конец бумажного цилиндра картонный шпангоут Р, а внутри установите деталь Ц с наклеенными на нее кубиками VII из пробки. В другой конец цилиндра также вклейте шпангоут Р (см. рис. 1, рис. 3).

Изготовьте конические секции. Меньшие по диаметру шпангоуты вставляйте первыми через расширенные концы секций. Шпангоуты должны плотно входить в секции: если шпангоуты велики — подрежьте их, если малы — вырежьте новые. В секции 4 не забудьте вклеить кубик VII для крепления носовой стойки шасси. К готовой цилиндрической секции 10 с обеих сторон поочередно приклейте конические секции 4, 3, 2 и 11, 12, 13 (см. рис. 1 «Соединение секций» и рис. 2). Затем склейте носовую 1 и хвостовую 14 части фюзеляжа и закрепите их на своих местах. Оформите кабину 15 штурмана, приклейте обтекатель 25, и фюзеляж готов.

Крыло обратного сужения состоит из двух плоскостей. Сначала соберите каркас, подклеив к лонжерону Д правую и левую детали 5' и закрепив на них по две корневые и концевые нервюры Г и Е. Готовый каркас оклейте правой и левой деталями 5 обшивки крыла (см. рис. 1 вверху справа). На наших чертежах изображены и помечены буквой П лишь правые детали модели (если смотреть от хвоста к носу). Чтобы изготовить левые детали, скопируйте их на кальку, переверните кальку лицевой стороной вниз и переведите получившееся изображение на бумагу. На левой плоскости крыла вместо номера сделайте надпись: «СССР». К секции 10 фюзеляжа в указанных местах приклейте детали А и закрепите на них готовое крыло. Место соединения крыла с фюзеляжем закройте гаргротом 6.

Хвостовое оперение собирается из киля и стабилизатора с двумя вертикальными шайбами (см. рис. 1 «Сборка хвостового оперения» и рис. 4).

Сначала склейте каркас 23' киля и закрепите его на секции 12 фюзеляжа. В этой же секции в обозначенных местах прорежьте щели и вставьте в них лонжерон Ж стабилизатора.

Затем склейте обшивку 23 киля и прикрепите к ней соединительной лентой 22' деталь 22. Смажьте ребра каркаса киля клеем и, надев на него обшивку, приклейте ее к фюзеляжу.

Подготовьте обшивку 7 стабилизатора (правую и левую части) и вертикальные шайбы 24 (правую и левую). Смажьте лонжерон клеем, наденьте на него обшивку и приклейте ее к фюзеляжу. На концах стабилизатора закрепите вертикальные шайбы.

Мотогондолы модели крепятся на концах крыла. Они одинаковы по конструкции и собираются так же, как фюзеляж (см. рис. 1 «Сборка винта и мотогондолы»). При сборке центральных секций не забудьте вклеить между шпангоутами Л детали VI из пробки, а наклеивая детали 18 и 20, загните зубчики внутрь и приклейте их к этим же шпангоутам.

Несущие винты начинайте собирать с пятилучевой крестовины В. Наклейте на нее крестовину В' с укороченными лучами и пять лопастей Б (см. рис. 1 «Сборка винта и мотогондолы»). Сверху приклейте вторую крестовину В, и винт готов.

Готовые винты насадите на гвозди длиной 20 мм, подложите под них по две шайбы и воткните гвозди в пробки, расположенные в мотогондолах, с небольшим наклоном вперед.

Шасси вертолета имеет одну носовую и две основные стойки. В носовой стойке VIII проколите отверстие, в которое свободно входила бы проволочная ось. На ось с двух сторон насадите колеса, склеив каждое из двух дисков Y. Конец стойки смажьте клеем и воткните в пробку, расположенную в секции 4.

Так же соберите и основные стойки IX (см. рис. 1 «Сборка шасси»), только колеса для них склейте из дисков X. На эти стойки насадите шарики Х из ластика (места их расположения на заготовке детали IX обозначены штриховыми линиями), а шарики вставьте в кольца деталей III так, чтобы стойки были наклонены вперед под углом 60°. Затем смажьте концы стоек клеем и воткните их в крыло, а концы деталей III — в пробки, расположенные в секции 10.

Усильте конструкцию стоек проволочными деталями II, IV и V, воткнув их прямые концы в шарики X, а загнутые — в гаргрот и мотогондолы. Деталью 1 скрепите крыло с фюзеляжем.

Наружные топливные баки располагают на вертолете не всегда. Но если вы хотите дополнить ими свою модель, то изготовьте их из деталей обшивки 9 и шпангоутов Ф. Носики баков склейте из деталей 8, соединив их лепестки и вставив в них шпангоуты Ф. Закрепите баки на левом и правом бортах, и модель готова.

Если стыки секций фюзеляжа, мотогондол и баков получились грубыми, подравняйте их лезвием безопасной бритвы.

Когда все секции точно подогнаны друг к другу, остается лишь покрасить модель. Для этого сначала покройте ее белой водоэмульсионной краской, а затем раскрасьте гуашью с добавлением клея ПВА — такая краска не будет размазываться.

по книге "Твори, выдумывай, пробуй!"
составитель М.С. Тимофеева