Выпуск 20  От теории к практике  Прибор для проверки знаний

Подобные приборы и устройства используют в школах, училищах, техникумах и других учебных заведениях для быстрого опроса учащихся на различных этапах учебного процесса. По принципу действия они относятся к контрольно-обучающим устройствам с выборочным методом ввода ответов: ученику предлагается серия вопросов и на каждый из них несколько ответов, из которых он должен выбрать правильный. Получив ответы ученика, прибор автоматически оценивает их и указывает, какие из ответов верны.

Прибор представляет собой небольшую коробку, верхняя лицевая панель и электрическая схема прибора приведены на рисунке.

На лицевой панели укреплены в ряд пять одинаковых переключателей SAI—SA5, каждый из которых может быть установлен в любое из четырех рабочих положений, обозначенных цифрами 1, 2, 3, 4, или в исходное положение 0, соответствующее отключению переключателя. Подвижные контакты переключателей соединены с лампочками HLI—HL5, также установленными на лицевой панели. Неподвижные контакты переключателей соединены с пятью группами контактных гнезд, расположенных под лицевой панелью, внутри коробки. Там же находятся пять штырей (штекеров) X1 — X5, каждый из которых может быть вставлен в одно из четырех "своих" гнезд.

Все пять пааллельных цепей, образованных лампочками, переключателями и гнездами со штырями, могут с помощью кнопки подключаться к источнику тока — батарейке GBI— 3336Л.

Работа с прибором сводится к следующему.

Ученику для проверки его знаний по какому-либо разделу учебного материала выдают карточку-билет с пятью вопросами (по числу переключателей и лампочек в приборе). На каждый вопрос в билете дано несколько (до четырех) пронумерованных ответов, один из которых правильный, а остальные—неполные или неправильные. Информацию о правильных ответах вводят в прибор заранее установкой штырей в гнезда, соответствующие номерам правильных ответов. Для этого снимают нижнюю крышку коробки; после ввода информации крышку закрывают. Поэтому ученик, работая с прибором, не видит, какие гнезда соединены со штырями.

Приведем пример карточки-билета по программе «Знаете ли вы географическую карту?».

Карточка-билет

Знаете ли вы географическую карту?


1. Где расположен пункт с географическими координатами 20° с.. ш. и 10° з. д.:
1) в Австралии,
2) в Европе,
3) в Южной Америке,
4) в Африке?

2. С каким из указанных государств Россия не имеет общих границ:
1) с Норвегией,
2) с Польшей,
3) с Чехией,
4) с Болгарией?

3. Столицей какой страны является г. Бишкек:
1) Таджикстана,
2) Узбекистана,
3) Туркменистана,
4) Киргизстана?

4. Какой город является столицей Эквадора:
1) Богота,
2) Каракас,
3) Лима,
4) Кито?

5. Какая из рек Северной Америки не является притоком реки Миссисипи:
1) Огайо,
2) Арканзас,
3) Миссури,
4) Колорадо?

Опрашиваемый выбирает те из ответов на вопросы, которые считает правильными, и устанавливает переключатели в соответствии с номерами этих ответов. Для получения отметки нужно нажать кнопку SB1 «Отметка», и загорятся лампочки, соответствующие вопросам, на которые были даны правильные ответы.

По числу загоревшихся лампочек определяется отметка. Если все пять лампочек горят, это соответствует отметке «5» (отлично); четыре горящие лампочки соответствуют «4» (хорошо) ; три горящие лампочки — «3» (удовлетворительно). Если же загорелось менее трех лампочек, то отметка считается неудовлетворительной («2»).

В конструкции прибора использованы лампочки накаливания на 3,5 В, 0,26 А; переключатели типа 5П2Н; штекеры-штыри и гнезда взяты от старой, отслужившей свой век электроаппаратуры; кнопка SB1 самодельная.

Лицевая панель изготовлена из гетинакса, а коробка (футляр) — из деревянных дощечек.

по книге "Первые шаги в электротехнику"
авторы М.А. Галагузова, Д.М. Комский