Выпуск 23  Музей на столе  Як-42 - воздушный автобус

Як-42 предназначался для полетов на относительно небольшие расстояния. Дальность его полета около 1800 км.

Предлагаем построить для домашнего авиамузея модель Як-42, выполненную в масштабе 1: 100.

Для изготовления модели потребуются чертежная бумага, плотный картон и несколько канцелярских скрепок. Инструменты обычные, те, которыми вы пользуетесь, работая с бумагой. Для начинающих моделистов поясним некоторые условные обозначения на чертежах.

Буква В обозначает вырез (отверстие), а спираль указывает на то, что деталь нужно свернуть трубочкой. Детали картонного каркаса обозначены буквами, все остальные — цифрами. Буквой со штрихом помечены бумажные соединительные ленты, которые наклеиваются на соответствующие картонные детали. Например, лента А' должна быть наклеена на шпангоут А, лента Б' — на шпангоут Б и т.д.

ВСЕ ЧЕРТЕЖИ ДАННОЙ МОДЕЛИ ВЫ МОЖЕТЕ СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ (архив rar, 858 кБ).

Итак, приступим к изготовлению модели Як-42.

ФЮЗЕЛЯЖ состоит из каркаса и обшивки. Сначала вырежьте из картона шпангоуты, проделайте в них отверстия, а затем оклейте детали соединитепьными лентами. После этого вырежьте все детали из бумаги. Чтобы детали обшивки было легче склеивать в цилиндрические и конические секции, протяните их по ребру стола, положив лицевой стороной вверх. Склейте две центральные секции 8 и 9 фюзеляжа, как это показано на рисунке «Секции фюзеляжа» (см. стр. 7 чертежа). Теперь к центральным секциям поочередно приклейте носовые и хвостовые секции (см. «Схему сборки фюзеляжа и двигателей»).

КРЫЛО модели состоит из двух плоскостей 11 и каркаса 36. На чертеже показана выкройка правой плоскости 11П, левая — зеркальное изображение правой. Чтобы получить ее выкройку, скопируйте деталь 11П на кальку, затем переверните кальку обратной стороной и на месте перевернутого номера сделайте надпись СССР, а на месте перевернутой надписи СССР — четырехзначный номер. Условимся: здесь и далее буква П будет обозначать выкройку правой детали.

Сначала вырежьте и склейте плоскости крыла. Каркас 36 крыла (на чертеже дана лишь одна его половина)изготовьте из плотной бумаги: перегните выкройку пополам по штрихпунктирной линии и склейте. Ребра каркаса хорошенько смажьте клеем. Теперь установите на каркас обе плоскости, как это показано на рисунке «Крыло». Запомните: плоскости должны состыковаться точно на середине каркаса, обозначенной штриховой линией. В секции 9 фюзеляжа вырежьте отверстия и вставьте в них крыло.

Место соединения крыла с фюзеляжем залейте снизу клеем, а сверху закройте деталями 10: правой и левой (см. сечение А—А на стр. 3).

ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ собирается из киля 16, стабилизатора 18 и каркаса (детали 34 и 35). Сначала склейте из плотной бумаги каркас (см, рис. «Хвостовое оперение»), затем киль и стабилизатор. Ребра каркаса смажьте клеем и наденьте на него киль и стабилизатор. Детали 17 и 19 приклеивайте в последнюю очередь. Собранное хвостовое оперение прикрепите к секции 22 фюзеляжа.

ДВИГАТЕЛИ. Их у самолете три. Сборку начнем с двигателя, расположенного у основания киля. Шпангоуты И иК оклейте соединительными лентами И' и К', а затем приклейте к ним деталь 14. Получившийся узел прикрепите к секции 23 фюзеляжа и килю 16. Изготовьте воздухозаборник двигателя: склейте вместе лепестки детали 13, а внутрь вставьте для прочности шпангоут 3, оклеенный соединительной лентой 3'. К зубцам соединительной ленты прикрепите деталь 12. Приклейте воздухозаборник к соединительной ленте И' и секции 9 фюзеляжа. Деталь 15 служит для соединения двигателя с килем и наклеивается в последнюю очередь. Сопло двигателя состоит из обшивки 21 и вклеенных в нее шпангоутов Р и С. Закрепите сопло на шпангоуте Ж фюзеляжа. Между соплом и секцией 22 фюзеляжа не забудьте вклеить деталь 20. Боковые двигатели собираются примерно так же, как и центральный. Готовые двигатели приклейте к фюзеляжу деталями 24.

ШАССИ состоит из стоек и колес. Колеса основного шасси (детали У) склеиваются из трех картонных дисков, а колеса носового (детали Т)— из двух. Металлические детали всех трех стоек шасси одинаковые. Выгните их из канцелярских скрепок по размерам рисунка «Стойки шасси». Руководствуясь схемой, соберите шасси. Готовые шасси вставьте на клею на свои места, предварительно проколов шилом отверстия под стойки.

В секции 7 фюзеляжа и в плоскостях крыла сделайте прорези и вклейте в них створки люка 33 носовой стойки шасси, а также створки люка 29 основных стоек шасси. Наклейте на крыло аэродинамические гребни 30, как показано на сечении А—А, и модель готова. Осталось покрасить ее бесцветным лаком или жидким клеем ПВА.

Скачать чертежи модели самолета ЯК-42 (архив rar, 858 кБ) .



ЮТ для умелых рук №9, 1980 г.
П. и Е. Черновы, г. Новочеркасск, рис. авторов