Выпуск 24  От теории к практике  Электродвигатель

Купленной в магазине подвижной игрушкой - бегущим по рельсам паровозиком или деловито ползающим на гусеницах экскаватором - давно уже трудно удивить даже самых маленьких. И совсем другое дело собрать подобную конструкцию самому. И если у вас есть желание самому электрофицировать модель какой либо машины или соорудить небольшой электромиксер для сбивания молочных коктейлей, то вам понадобится знакомство с электрическим двигателем. Ведь он необходим в каждой из таких машин.

Внешний вид простейшего самодельного электродвигателя дан на фотографии 1. Некоторые детали и узлы электродвигателя показаны на рисунке 2. Неподвижной частью машины—статором (или индуктором) является подковообразный магнит. Его следует укрепить на деревянной подставке жестяными хомутиками. В качестве подвижной части—ротора (или якоря) используют не одну проволочную рамку, а целую обмотку из 100—120 витков медного провода, намотанных на железный сердечник. Это позволяет во много раз увеличить силу взаимодействия подвижной части машины с магнитом.

Сердечник ротора собирают из отдельных железных пластинок. Его диаметр должен быть на 1,5—2 мм меньше расстояния между полюсами магнита. Вырежьте из отожженной жести (например, из консервных банок) 12—15 заготовок для такого сердечника и сделайте в центре каждой заготовки отверстие для оси ротора — кусочка вязальной спицы. Затем насадите жестяные заготовки на ось, предварительно проложив между ними листочки тонкой бумаги, смазанные клеем БФ-2. Собрав пакет пластинок, зажмите их.

Теперь можно намотать на сердечник обмотку — две секции, по обе стороны от оси (не забудьте под обмотку положить листок тонкой бумаги—для защиты проводов от повреждения острыми краями железных пластинок сердечника). Провод возьмите в эмалевой изоляции диаметром 0,2—0,3 мм. Число витков обмотки в секциях ротора должно быть обязательно одинаковым—по 50—60 витков.

Из круглой пробки сделайте изолирующий цилиндр и плотно наденьте его на ось ротора. Полукруглые жестяные пластинки коллектора смажьте изнутри клеем БФ-2 и, наложив на цилиндр, прочно свяжите в двух местах нитками. Между пластинками коллектора должны остаться промежутки по 0,5—0,8 мм расположенные, как указано на рисунке. Концы обмотки аккуратно припаяйте к пластинкам.

Все дальнейшие операции по сборке двигателя понятны из рисунка. Опорные стойки для оси ротора можно выпилить лобзиком из оргстекла или текстолита, а щетки — вырезать из полосок латуни или жести. Опорные стойки и щетки с клеммами устанавливают на деревянной подставке.

Внимательно проверьте окончательно собранный двигатель. Якорь его должен легко и свободно вращаться. Щетки должны слегка прижиматься к коллектору.

Двигатель готов. Присоедините его к источнику тока по схеме, приведенной на рисунке 3. Если после замыкания цепи якорь не сразу придет во вращение, подтолкните его слегка пальцем.

Измените полярность включения двигателя и снова замкните цепь. Якорь машины начнет вращаться в обратном направлении. Такое изменение направления вращения двигателя называют реверсированием.

Собранное вами устройство правильнее было бы назвать не электродвигателем, а его действующей моделью.

Мы рекомендуем вам для своих конструкций приобрести микроэлектродвигатели в магазине: они недороги, достаточно надежны в работе и долговечны. Удобно применять электродвигатели, рассчитанные на питание от батарейки 3-9 В.

по книге "Первые шаги в электротехнику"
авторы М.А. Галагузова, Д.М. Комский