Выпуск 24  Музей на столе  Наперекор ветрам - Триера

Материалы и инструменты

В качестве основного материала для моделей мы выбрали картон и бумагу. Почему? Потому что этот материал найдется в каждой семье, в каждом кружке. Правда, технологические возможности бумаги хуже, чем, к примеру, жести или полистирола, поэтому кое-что в моделях нам пришлось упросить. Но эти изменения не исказили облика кораблей.

Склеивать детали будем- клеем ПВА. В процессе работы над моделями вам понадобятся и некоторые другие материалы, но о них мы будем говорить при описании каждой конкретной модели.

Из инструментов нужны ножницы, нож, линейка, карандаш, пинцет. Нож должен быть с острым концом. Для вырезания мелких ажурных отверстий вам потребуются плоские и круглые просечки.

Плоские просечки можно сделать из ножовочного полотна. Один конец обломка полотна сточите, на наждаке, а потом заострите его с одной стороны подобно стамеске. На рукоятку с двух сторон наложите фанерные планки и обмотайте их изоляционной лентой. Для моделей вам нужны будут просечки разной ширины: от 2 до 6—8-миллиметровых. Чтобы не тратить времени на поиски нужной просечки, проставьте на рукоятках их размеры.

Круглые просечки сделайте из стальных трубок различного диаметра. Длина трубок 50—80 мм. Кромку одного конца трубки заострите на точильном камне, а потом подправьте ее надфилем. Рукоятки круглым просечкам не нужны — ударять молотком или киянкой можно прямо по торцу трубки. Бумагу и картон выталкивайте из трубки проволочным шомполом. Чтобы не путать просечки, сделайте для них из картона или пенопласта готовальню и у каждой ячейки напишите размер.

Вырубая в картоне и бумаге нужные элементы просечками, вы намного облегчите себе работу. Кроме того, вырезы будут аккуратными и точными.

Несколько общих рекомендаций для всех моделей

При работе над моделями парусников лучше всего придерживаться масштаба ,1:1, то есть делать модели по размерам данных выкроек.

Напоминаем, что чертежи выкроек переводятся на бумагу и картон через копирку. Картон и бумага подбираются по плотности и толщине в зависимости от назначения деталей. Для килевых рамок рекомендуем применять двухмиллиметровый картон, для шпангоутов — миллиметровый, для палубных настилов — меньше миллиметра, для бортовой обшивки — плотную бумагу. Если вы возьмете картон другой толщины, то не забудьте внести в чертежи соответствующие поправки. Это касается прежде всего ширины вырезов (например, в килевой рамке и шпангоутах), сделанных для соединения друг с другом.

В тех случаях, когда вам придется делать много одинаковых деталей (например, шпангоутов), пользоваться копиркой не советуем: первоначальный контур чертежа теряется под многократной карандашной обводкой, да и оттиск чертежа иногда не выдерживает нагрузки и прорывается насквозь. Чтобы избежать этих дефектов, сделайте шаблон, например, из миллиметровой фанеры, тонкого оргстекла, целлулоида или рентгеновской пленки.

Можно вырезать шаблон и из плотного картона, но при многократном пользовании тонкие ажурные элементы его деформируются и при обводке будут отклоняться от первоначального положения. Детали, сделанные по такому шаблону, отличаются по форме друг от друга, особенно сделанные последними. Чтобы придать шаблону дополнительную жесткость, оставьте перемычки, связывающие наиболее слабые элементы шаблона (см. рис. на с. 8). Линию проводите остро заточенным карандашом как можно ближе к кромке шаблона, ведь размеры детали при обводке увеличиваются на толщину карандашной линии. Поэтому вырезайте деталь так, чтобы карандашная линия срезалась вместе с лишним картоном или бумагой.

Некоторые симметричные детали приведены на наших чертежах не полностью: изображена только одна половина. Переводят такую выкройку на бумагу, сложенную по оси симметрии вдвое. В тех местах, где контур заготовки представляет собой прямую линию, бумагу лучше резать не ножницами, а ножом по линейке. По линиям сгиба заготовку обычно слегка надрезают ножом, чтобы сгиб получился более четкий. Линии сгиба проведены на чертежах тонкими линиями. Места, обозначенные буквой В, — это вырезы. Детали из картона лучше вырезать в два приема: сначала грубо — с запасом в 3—4 мм, а затем окончательно по контуру. При такой технологии детали меньше деформируются.

Запомните: все неточности при копировании и вырезании могут обернуться непоправимыми дефектами: несовпадением смежных деталей при сборке, а также искажением расчетной формы модели.

Склеивать прямолинейные контуры деталей мы будем традиционным способом — клапанами. А вот для склеивания-овальных контуров нужно использовать другую технологию. Например, при соединении бортовой обшивки с каркасом изогнутую кромку бортов нужно приклеивать прямо к плоскости килевой рамки. Это избавит вас от кропотливой работы: вырезании на овальных контурах множества мелких клапанов. Клей ПВА прочно соединит детали и без клапанов. Клей наносится прямо на кромки.

Кроме того, в наших моделях при склейке объемных овальных поверхностей мы будем применять и другой способ: склеивание встык.Этот прием описан ниже (см. триеру, изготовление бортовой обшивки), и в дальнейшем его мы будем применять не раз. Он дает хорошие результаты: гладкую поверхность и точную форму.

Эти рекомендации помогут вам при изготовлении всех моделей.

ТРИЕРА

Начнем со знаменитого судна античности — триремы, или триеры, как называли его греки. Этот боевой корабль Средиземноморья имел три ряда весел. Судно с двумя рядами весел называлось биремой, а с одним — униремой.

Длина триеры — около 40 м, ширина — 6 м, вместимость — примерно 200 человек. Корабль имел от одной до трех мачт и при попутном ветре поднимал на них прямоугольные паруса. Гребцы располагались на трехъярусной палубе. Самые сильные находились на верхней палубе н гребли самыми длинными и тяжелыми веслами. Гребцы нижнего яруса работали только на спокойной воде, при волнении на море весла убирались, а отверстия в бортах закрывались специальными заглушками. На носовой площадке судна находился барабанщик, который ударами в барабан задавал ритм гребле.

Во время боя корабль полностью переходил на весла. На полном ходу он старался пройти вдоль борта неприятельского корабля и обломать ему весла, лишив его тем самым маневренности. Затем разворачивался и, разогнавшись, таранил противника. Для этого на носу корабля, ниже ватерлинии, укреплялся бронзовый таран. Часто его делали в виде головы животного. Получив пробоину, корабль неприятеля обычно тонул, а если оставался на плаву, его брали на абордаж. Воины триеры, прикрываясь от неприятельских стрел щитами, ждали схватки на деревянных помостах — катастромах.

Итак, приступит к изготовлению модели. Сначала переведите на картон и бумагу выкройки и вырежьте заготовки. Чтобы не повредить тонкие элементы шпангоутов 2, 3, 4, вырезайте их в таком порядке: сначала все внутренние проемы, затем грубо всю деталь и, наконец, всю деталь точно по контуру. Готовые шпангоуты сложите в стопку и проверьте, одинаковы ли они.

Сборку модели начинайте с каркаса. На килевую рамку 1 установите на клею шпангоуты 2, 3, 4 (соответственно номерам, начиная от носа модели). Проследите, чтобы не было перекосов. Шпангоуты должны быть приклеены строго перпендикулярко к диаметральной плоскости (к килевой рамке). Пусть склеенный каркас подсохнет, а вы тем временем займитесь изготовлением бортовой обшивки. Заготовке 10 нужно придать объемную обтекаемую форму. Согните носовые и кормовые лепестки так, чтобы еще до склеивания они приняли нужную форму. Затем наклейте на внутренние стороны лепестков узкие ленточки иа тонкой бумаги, сохраняя при этом заданный изгиб (см. рис. на с. 8). Наложите кромки смежных лепестков на выступающую поверхность ленточек и склейте лепестки встык — кромка к кромке.

Теперь вернемся к каркасу. Наклейте на него палубные настилы 5, 6 и приклейте стойки для банок 7. Вырежьте ножом из картона шесть полосок шириной в 1 мм (или используйте вместо них тонкие соломинки, стебельки из веника, тонкие бамбуковые лучинки) и наклейте их на стойки, как показано на рисунке «Корма». На стойки и шпангоуты наклейте сиденья 8 и 8', установите на клею носовую площадку 9, а затем прикрепите бортовую обшивку 10. Как только обшивка приклеится, подгоните и вставьте между бортов кормовую палубу 11. К внутренней стороне бортов, между шпангоутами, для прочности наклейте спички 12. К днищу вдоль всего корабля приклейте полоску из толстого картона — это будет киль.

Придайте катастромам 13 нужную форму и наклейте их на выступающие концы шпангоутов. К основанию перил катастром приклейте картонные полоски 14. (Они заканчиваются на корме.) Теперь установите два трапа 15.

Детали 16, 17, 18 можно сделать из спичек, реек, соломинок, пенопласта. Приклейте их к палубе.

Мачту делайте из рейки сечбнием 5х5 мм, длиной 150 мм; рей из соломинки длиной 130 мм. С одной стороны расщепите соломинку вдоль и вклейте в щель верхний край паруса. Парус (его размер 120x100 мм) вырежьте из бумаги или ткани. К нижним углам его заранее приклейте нитки. Чтобы парус казался наполненным ветром, бумагу просто слегка изогните, а ткань нужно предварительно обработать. Расскажем, как это сделать.

Накрахмальте ее сначала и, влажную, натяните на выпуклую поверхность, например, на стеклянную трехлитровую банку. Высохнув, парус сохранит приданную ему форму. Место установки мачты и рея показано на рисунке. Нитки закрепляйте клеем и хлорвиниловыми колечками. Используйте для их соединения и блоки 19. Они вырубаются из линолеума или ластика круглой или овальной просечкой. Нитки в них продевайте иглой. Такие блоки хорошо зажимают и удерживают нитки в нужном положении.

И наконец, сделайте гребные весла 20 и руль 21 (два весла, соединенные планкой). Используйте для них картон или другие имеющиеся у вас материалы. Устанавливая весла, следите, чтобы они располагались параллельно друг другу.

Готовую модель установите на кильблок.

Скачать чертежи модели триеры (архив rar, 257 кБ) .



приложение к ЮТ для умелых рук.
В. Луцкевич, рис. автора


Дизайн - Резников Артем