Выпуск 25  История игрушек  Играй, мой баян...

В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно известные вещи, соединенные вдруг кем-то особым образом, давали совершенно новое качество. Так получилось и с ручной гармоникой. Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок — металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже известны с незапамятных времен — сперва кузнечные, а потом органные. И клавиатура была изобретена много веков назад. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе и то, и другое, и третье, на фоне этой старины можно считать младенческим — чуть больше ста пятидесяти лет.

Работавший в Берлине музыкальный мастер Фридрих Бушман пользовался при настройке органов и фортепиано инструментом собственной конструкции — маленькой коробочкой, в которой под напором вдуваемого ртом воздуха звучал язычок, издавая тон определенной высоты. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята инструментом. Бушман вделал эту коробочку в мехи. Теперь во время работы мастер ставил инструмент рядом с собой, растягивал мехи кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мехи подавали воздух на язычок. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу. Потом Бушман догадался, что инструмент можно снабдить несколькими язычками для настройки разных тонов, а чтобы язычки не звучали одновременно, оснастить их клапанным механизмом.

А еще позже мастер понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент.

Правда, незадолго до этого появилась фисгармония, которая уже сочетала в себе и звучащие язычки, и мехи, и клавиатуру. Но фисгармония была громоздким салонным инструментом, а ручная гармоника впоследствии вышла на площади и улицы, стала народной —словом, обрела новое качество.

Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), изобрел новую форму музыкального инструмента. Форму, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. И хотя позже Бушман пытался осуществить свой замысел и сделать ручную гармонику, получилось у него нечто примитивное, вроде детской игрушки.

И вот одна из таких игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану, а спустя некоторое время, в 1829 году, он взял привилегию на инструмент, названный им аккордеоном. На аккордеоне уже можно было играть — правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава. Аккордеон Демиана имел пять кнопок на левой стороне и пять на правой.

В Россию привозили ручные гармоники купцы, моряки, артисты. Однако очень скоро гармоника превратилась на русской земле иэ экзотического инструмента в народный. А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам.

Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику в руках купца из Европы. Сизов выторговал у купца гармонику, тогда еще довольно дорогую. Привез домой и, как всякий любознательный мастеровой, первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же.

Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением, а через каких-нибудь десять лет налаживается и фабричное производство. И не только в Туле. То тут, то там возникают новые промыслы, причем множатся и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее подлаживают и переиначивают под свои напевы. Саратовская, ливенская, бологовская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская... Всех и не перечесть. А в самом начале нашего века появился баян.

журнал "Юный техник", 1981
автор С. Газарян


Дизайн - Резников Артем