Выпуск 26  От теории к практике  Как аукнется, так и откликнется

Был жаркий солнечный день. Иришка прыгала через скакалку, а Леня смотрел. Прыгала Иришка, прыгала, да и сбилась, наверное, потому, что было очень жарко.

-Сбилась, сбилась! —закричал Леня.

Иришке обидно, она и говорит:

-Пойдем, что-то покажу...

Побежали дети под арку, которая была в их доме. Подбежали, остановились. Иришка приготовилась да как крикнет:

-А!!! —коротко так:—А!!!

А сверху кто-то откликается:

-А! — немножко потише, но Иришкиным голосом.

-Кто это? — спросил Леня.

-Эхо.

-А!!! — так же громко и коротко крикнул Леня.

-Чего вы тут орете?

Дети обернулись и увидели дядю Мишу, старого человека с широкой, как в старину, бородой. Дядя Миша был известен во дворе как заядлый рыболов. Голосу него был сердитый, но лицо доброе.

-Это не мы орем,—говорит Леня,—там сидит эхо, оно и орет.

-А!!! — крикнул дядя Миша, а сверху эхо дяди Мишиным голосом:

-А!

-Разве это эхо? — говорит дядя Миша. — Вот скажите Тане, чтобы она отпустила вас со мной на рыбалку, там я покажу вам эхо!

Таня отпустила. Не сразу, конечно... На реке было прохладнее, чем в городе, и настроение поэтому у всех было повеселее. Дядя Миша расставил удочки и уже приготовился дремать, как это делают все рыболовы.

-А где же старичок?—спросил Леня.

Дядя Миша даже вздрогнул: -Какой старичок?

-Ну, который Эхо.

-Ах, эхо,—вспомнил дядя Миша. —А!!!

Дядя Миша крикнул, но никто не откликался, сколько ребята ни вслушивались. Леня уже собрался опять спросить про старичка Эхо, как вдруг издалека кто-то дяди Мишиным голосом ответил:

-А!

— А чего это он откликается?—удивился Леня.

- Эх ты, не знаешь,—сказала Иришка, взяла камень, бросила его в воду. Камень плюхнулся, и от него во все стороны пошли волны кругами. Добежали волны до берега и стали отскакивать в обратную сторону.

Ты уже, наверное, догадался, что волны на воде и звук в воздухе немного похожи друг на друга. Понял это и Леня.

-Когда я крикну, — сказал он, — воздух дрожать начинает. Эта дрожь во все стороны разбегается. Добежит она до берега, стукнется и назад возвращается, мне прямо в ухо.

-Правильно, — говорит дядя Миша, —а то— старичок!

- А про старичка я пошутил, потому что не знал, —ответил Леня.

Нужно обратить внимание ребенка на то, что эхо —отраженный звук — слышно не сразу, а спустя некоторое время. Это происходит потому, что звук распространяется в воздухе не мгновенно, а со скоростью 340 м/сек. Для сравнения можно сказать, что пассажирские реактивные самолеты летают в 2 раза медленнее звука, а военные — быстрее звука. Еще один интересный факт: как известно, гром — это звук от электрического разряда — молнии. Почему же молния сверкает практически мгновенно, а раскаты грома слышны очень долго и неодновременно с молнией? Запаздывание грома объясняется тем, что скорость звука в миллион раз меньше скорости света. Свет мы видим практически дновременно с электрическим разрядом (скорость света 300000 км/сек), а звуку надо несколько секунд, чтобы долететь до наблюдателя. Если сразу после вспышки молнии начать считать секунды (ноль, и-раз, и-два, и-три и т.д.), то можно, умножив время с момента вспышки до первого раската грома на скорость звука, получить расстояние до места электрического разряда. Теперь нетрудно понять, почему раскаты грома слышны долго. Молния часто имеет в длину несколько километров. От тех участков молнии, которые были расположены ближе к нам, мы услышим звук раньше всего. От наиболее удаленных участков молнии звук дойдет спустя несколько секунд. Кроме того, еще некоторое время мы будем слышать эхо, отраженное от облаков и крупных земных предметов (гор, больших лесных массивов и т.п.).

Используя свойства звука распространяться с относительно небольшой скоростью, можно определить расстояние до недоступных предметов с помощью эха. Для этого надо коротко, но громко крикнуть и заметить время между криком и эхом. Так как звук прошел расстояние от вас до предмета дважды, это время нужно разделить на два и потом умножить на скорость звука. Например, с момента, когда вы крикнули, до момента возвращения эха прошло 3 сек. Так как путь звука до предмета вдвое меньше общего пути, который он прошел, делим 3 сек на два, получаем 1,5 сек. Умножив это время на скорость звука (340 м/сек), получим расстояние до предмета—510 м. На этом принципе основано действие эхолотов — специальных приборов для определения глубины моря. Эхолот издает сильный и короткий звуковой сигнал, а затем довит отраженное от морского дна эхо. Умножив скорость звука в воде на время между сигналом и моментом возвращения эха и разделив эту величину пополам, узнают расстояние до дна. Глубина моря иногда превышает 10 км, и обычным лотом (грузом, привязанным к веревке) измерить такую глубину невозможно.


по книге "Физика для малышей"
автор Л.Л. Сикорчук, информация взята с сайта ten2x5.narod.ru