Выпуск 26  От теории к практике  Зачем зайцу длинные уши

Гуляли дети по лесу. Смотрят, мальчик стоит, к ушам рупоры приставил, руками их поддерживает, слушает. Попросили дети у мальчика рупоры и стали слушать звуки леса. День солнечный, птицы распевают, пчелы гудят, пищат комары — интересно. Вот слышно, как залаяла собака, хотя до деревни далеко, а вот корова замычала. Шумно и звонко в лесу, слышно, как на болоте квакают лягушки, вдалеке гудит мотор трактора. А уберешь рупоры, и сразу наступает тишина будто оглох, кричит прямо над головой пичужка, и больше ничего не слышно. Понравились ребятам эти рупоры.

Сделали и они такие из больших листов картона, а чтобы они не мялись, на края пришили по пластмассовому обручу. Пришли в лес. Поставила Иришка свой рупор, а Леня подхватил свой и побежал на другой край поляны. Поляна большая, триста шагов пробежал Леня и становился, приложил губы к рупору да как закричит:

-Иришка-а-а!!!

Иришка отскочила в сторону от своего рупора, ей показалось, что Леня прямо в ухо крикнул.

Говорит Иришка в свой рупор тихо-тихо, шепотом:

- Леня, говори тише.

Леня слушает Иришку, и кажется ему, что она шепчет прямо на ухо. Понял Леня, что в такие рупоры не нужно кричать, и тихонечко отвечает Иришке:

-Хорошо.

Приготовилась Иришка еще что-то сказать Лене, но в это время в небе что-то так грохнуло и треснуло, что и без рупоров стало ясно, что это гром. Посмотрело все на небо, а там огромная туча и солнышко за нее уже прячется.

-Леня, беги сюда! — крикнула Таня и спряталась с Иришкой под деревом. Только Леня прибежал, как хлынул страшный ливень. Вокруг льет как из ведра, а Лене пить захотелось, да так, что не может он потерпеть, выскочил под дождь, раскрыл рот и ловит капли — напиться хочет. Засмеялась Таня, достала складной походный стаканчик, поставила его на траву.

Конечно, в стакан больше капель попадет, чем в открытый рот, но все равно мало, долго будет вода набираться. И тут Иришка догадалась, что сделать. Схватила она свой огромный рупор, повернула широким концом кверху, а узкий конец над стаканом держит. В широкий конец рупора попадает сразу очень много капель дождя, и все они стекают в узкий конец, вот и бежит из рупора в стаканчик вода, как из водопровода. Напился Леня, а Таня говорит:

-Молодец, Иришка! Ну,.так кто понял, почему в рупор лучше слышно?

-У рупора один конец широкий, — говорит Иришка. — Звука в него попадает много, и весь он собирается в ухе, ну, как в воронке.

-Значит, уши у зайца — это тоже два рупора? — спросил Леня.

-Ну да! — весело ответила Иришка.

Тут и дождь кончился.

Опыты с рупорами лучше всего проводить за городом, в лесу или в поле. Чтобы большие рупоры не помялись, в игроком их конце надо укрепить по гимнастическому обручу. Если в поле или в лесу два таких рупора разнести на расстояние 150—200 м, то разговаривать с их помощью можно шепотом. Надо ли го рить, как могут пригодиться такие (или поменьше) рупоры в ребячьих играх, например в «сыщиков» и «разбойников»!

Если у вас есть тонкая резиновая трубочка, то, отрезав два куска, вставьте их в узкий конец рупора, замотайте изоляционной лентой, а свободные концы трубок вставьте в оба уха. С таким несложным приспособлением далекие звуки слышны гораздо лучше.


по книге "Физика для малышей"
автор Л.Л. Сикорчук, информация взята с сайта ten2x5.narod.ru