Выпуск 26  От теории к практике  О «дрожалке» и «пищалке». Звук

Таня на кухне готовила обед, Иришка читала книгу, а Лёне заняться нечем. Он подошел к чертежному столу. На нем лежала рейсшина — длинная и тонкая линейка для черчения . Лёня сдвинул рейсшину так, что один конец ее свесился со стола, и дернул за него — рейсшина закачалась. Леня сделал конец покороче и снова дернул — рейсшина затряслась быстрее. Лёня сделал конец еще короче, дернул, а рейсшина как загудит!

Пришла из кухни Таня, подошла к столу, повертела я руках рейсшину. Потом она приложила ее к краю стола, прижала ладонью и дернула за кончик — рейсшина загудела.

- Ну, конечно, раз дрожит — значит гудит, — сказала Таня. Сделала она кончик короче, дернула—рейсшина задрожала очень быстро и загудела тонким голосом. Сделала кончик подлиннее — рейсшина затряслась медленнее и загудела сердитым голосом.

Леня и Иришка очень внимательно, следили затем, что делала Таня, наконец Леня сказал:

-Выходит, чем короче кончик рейсшины, тем тоньше звук, а чем длиннее кончик, тем звук сердитее?

-Выходит, так, — согласилась Таня. — А еще вот что можно придумать... Проволочка есть?

-Есть, — сказал Леня и принес тонкую проволочку. Таня зацепила один конец проволочки за ящик письменного стопа и слегка ее натянула. После этого она дернула проволочку посередине — проволочка загудела. Таня натянула проволочку сильнее и опять дернула — проволочка пискнула тоненько. Таня стала натягивать проволочку то сильнее, то слабее, от этого проволочка пищала то тоненьким, то сердитым голосом.

Вдруг Иришка побежала в детскую комнату. Оттуда она вернулась со смычком от скрипки. Стала Иришка водить смычком по проволочке, а Таня натягивать проволочку то сильнее, то слабее. И все услышали, что получается у них песенка: «Чижик- пыжик, где... ты... был?..»

То-то смеху и радости было. А когда успокоились, Таня сказала детям:

— Прикоснитесь легонько пальцами к своему горлышку. А теперь закричите.

И дети закричали звонко-звонко. Кричат и чувствуют, что горло дрожит.

Между прочим, ты тоже можешь проделать все то, что делали Таня, Иришка и Леня.

При проведении экспериментов, описанных в рассказе, обязательно обратите внимание ребенка на то, что звучат только дрожащие предметы. Ребенок может спросить: почему не все дрожащие предметы звучат? Например, если потрясти рукой, то ничего не услышишь. Депо в том, что наше ухо слышит звук только в том случае, если частота колебаний предмета больше 20, но меньше 16 тыс. колебаний в секунду. Причем чем больше частота колебаний, тем выше звук, который мы слышим. Нужно объяснить детям, что густые «сердитые» голоса называются низкими. Низкие голоса у медведей, бегемотов, тигров... Самый низкий мужской голос называется бас. Самый низкий женский голос — контральто.

Тоненькие голоса называются высокими. Высокие голоса у мышей, птиц, зайцев... Самый высокий женский голос называется сопрано, самый высокий мужской голос—тенор.

Опыт с рейсшиной можно заменить опытом с ученической линейкой. Прижимать линейку к столу нужно сильно, так, чтобы при дрожании прижатый конец не стучал по столу, иначе это может создать у ребенка неправильное представление о причинах возникновения звука. Нужно добиваться, чтобы линейка издавала бархатистый звук, напоминающий звук контрабаса, когда на нем играют пиццикато (щипком).

Опыт с проволочкой и смычком можно провести и без смычка, играя на ней пиццикато. Для того чтобы проволочка издавала звуки различной высоты, ее нужно натягивать с разной силой. После некоторой тренировки вы наверняка сможете исполнить простенькие мелодии. Очень важно, чтобы этот опыт повторили дети.


по книге "Физика для малышей"
автор Л.Л. Сикорчук, информация взята с сайта ten2x5.narod.ru


Дизайн - Резников Артем