Выпуск 26  От теории к практике  Как звук сделать громче

Однажды Леня изобрел новую «дрожалку». Это была расческа. Дернешь за зубчик, а расческа пискнет. Только уж больно тихо. Поднес Леня расческу к уху, теперь хорошо и громко слышно, да вот беда: Леня слышит хорошо, а Иришка, которая рисует за Столом, совсем не слышит. Приставил Леня расческу ко лбу, опять только он хорошо слышит. Наконец, догадался приставить расческу к столу. Дернул зубчик, а расческа как звякнет, громко так. Иришка оторвалась от рисунка и смотрит, что Леня делает. А Леня давай приставлять расческу ко всему, что на глаза попадает: к окну, к двери, к пианино... И всякий раз, как приставит расческу к твердому предмету, расческа пищит громко, а как в воздух поднимет, она пищит слабо. Заинтересовалась этим открытием и Таня. Свернула из листа бумаги рупор и говорит Лене:

— Приставь-ка расческу к рупору.

Приставил Леня расческу к рупору, дернул за зубчик, и расческа громко пискнула.

— Вот это да! — сказали в один голос дети.

Почему же с рупором громче получается? — спросила Таня.

Не знают дети. Вот Таня и говорит:

-Когда зубчик дрожит, он воздух вокруг себя колышет, но зубчик маленький и мало воздуха колышет, вот звук и получается тихий.

Тут Иришка сказала:

-Когда мы расческу к рупору приставили и дернули за зубчик, рупор тоже задрожал, но он большой и воздуха колышет много, вот звук и получается громче.

-Что же, и стол дрожит, когда мы к нему расческу приставляем?—спросил Леня.

- Приложи-ка палец к столу, —попросила Таня.

Леня приложил, а Таня рядом приставила расческу. Дернула Таня за зубчик и спрашивает:

-Ну, что? Дрожит стол или нет?

- Немножко дрожит! —удивился Леня.

Иришка, конечно, сразу же принялась объяснять:

- Хотя стол от расчески задрожал слабо, он большой и воздуха колышет гораздо больше, чем зубчик расчески, поэтому звук и получается громким.

После того как все поняли, почему звук получается громким, дети взяли палку и прибили у ее концов по гвоздику. На гвоздики натянули проволочку, к нижнему концу которой прикрепили рупор.

Принесла Таня смычок от скрипки, подала его Иришке и говорит:

-Получилась у нас удивительная виолончель.

Села Таня за пианино; Иришка взяла в руку смычок, а пальцами другой руки стала прижимать струну-провалочку; Леня держал рупор, чтобы он не падал на поп. И все вместе принялись играть песенку «Чижик-пыжик». Звук у самодельной виолончели, как рев голодного медведя, которого разбудили зимой. Рычит виолончель, а все равно хорошо получается —громко и смешно!

Для того чтобы сделать «виолончель», лучше всего взять простую палку, круглую или прямоугольную в сечении. Толщина этой палки должна быть такой, чтобы ребенок мог без труда обхва тить ее пальцами наподобие того, как обхватывает гитарист гриф гитары. К верхнему концу палки нужно прибить небольшой гвоздик, к нему привязать стальную проволоку толщиной 0,5—1 мм. Лучше для этой цели взять одну из басовых (в оплетке) струн гитары. К нижнему концу палки надо прибить второй гвоздик и привязать к нему после натяжения второй конец проволоки. Натягивая проволоку, надо все время слегка дергать ее пальцами, добиваясь низкого, бархатного тона. После того как струна будет натянута, на расстоянии не более 5 мм от нижнего гвоздика с помощью иголки нужно укрепить бумажный рупор. Наиболее подходящий для него материал — ватман или картон. Лучше всего свернуть большой рупор из полного листа ватмана. Широкий конец рупора нужно привязать к верхнему концу палки. Играть на такой «виолончели» можно и смычком и пиццикато. Для того чтобы во время игры струна не задевала за палку, около гвоздиков надо положить по спичке или сделать вокруг папки в этих же местах по колечку из толстой проволоки. Если у вас есть пианино, баян, гитара или какой-нибудь другой музыкальный инструмент, то попробуйте играть на «виолончели» с аккомпанементом.

Вместе с детьми можно сделать еще несколько музыкальных «инструментов».

Установите на столе несколько (семь—десять) фужеров, рюмок или стаканов (лучше не граненых, а гладких) и налейте в них разное количество воды. Наливая в стакан воду, постукивайте карандашом по краю. При этом слышно, что, по мере того как стаканы наполняются водой, звук становится ниже. Нужно только следить, чтобы на стенках стакана не было пузырьков воздуха, так как они делают звук тусклым и невыразительным. Эти пузырьки легко убрать,"проведя пальцем по стенке стакана, а чтобы они не возникали, лучше наливать теплую кипяченую воду. Воспользовавшись пианино, баяном, детским ксилофоном или просто на слух настройте стаканы на гамму, например до мажор, и попробуйте что-нибудь сыграть на таком необычном «инструменте».

Из сухих сосновых палочек можно сделать хороший ксилофон. Чтобы палочки звучали лучше, уложите их на две согнутые картонные полоски. Настраиваются палочки так: если надо звук повысить, палочку укорачивают, обрезая с конца; если звук надо понизить, палочку делают немного тоньше посередине. Играют на таком ксилофоне деревянным молоточком, укрепленным на тонкой ручке. Ударять надо не сильно, но резко, чтобы молоточек мгновенно отскакивал вверх. Можно скрепить два толстых куска металла, плексигласа или текстолита (толщиной 4—5 мм) болтиками и зажать между ними тонкие деревянные ученические линейки. Настроив линейки с помощью пианино, мы получим своеобразный «контрабас». «Контрабас» нужно обязательно плотно прижимать к столу, крышка которого в этом случае играет роль резонатора, усиливающего звук.


по книге "Физика для малышей"
автор Л.Л. Сикорчук, информация взята с сайта ten2x5.narod.ru


Дизайн - Резников Артем