Выпуск 27  От теории к практике  Первобытный фотоаппарат. Свет

На златом крыльце сидел

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

- считала Иришка, а дети стояли кружком и ждали, кому выпадет водить.

-Король, -сказал Ваня.

-На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король...

-досчитала Иришка, и все бросились врассыпную прятаться.

Водить стала Вера.

Гоша спрятался за старые сани, Ваня забрался на чердак сарайчика, а маленькая Аленка вошла в высокую траву, и ее сразу не стало видно. Леня давно присмотрел большой фанерный ящик, который появился недавно во дворе. В этот ящик могло спрятаться сразу несколько человек, но почему-то никто его не замечал, и все прятаись в старые, давно известные места. Поэтому всех скоро нашли, и только Леня по-прежнему сидел в своем темном ящике ничего не видел.

- Леня, вылезай, мы уже не играем—кричала Иришка, но Леня думал, что его обманывают, и продолжал сидеть в полной темноте. Наконецему надоело сидеть без дела, и он решил проковырягь гвоздиком дырку в стенке ящика. Фанера, из которой был сделан ящик, оказалась непрочной, и скоро маленькая дырка была готова.

Леня выглянул на улицу и зажмурился, так ярко светило солнце. Когда его глаза немного привыкли, он увидел, что действительно всех нашли, но играют дети или уже бросили, Леня не знал. Случайно он взглянул на противоположную стенку ящика и замер от удивления.

Прямо на фанерной стенке вверх ногами бегали, ходили и сидели дети. Леня смотрел на это, смотрел да как закричит:

-А-а-а!!! Я изобрел новую волшебную машину!

Тут только дети догадались, где прятался Леня. Они помчались к ящику, быстро в него влезли и увидели, что на фанерной стенке ящика вверх ногами красовался дом, два сарайчика, небо было внизу, а земля, заросшая высокой травой, — вверху. Детей на стенке, конечно, не было видно, потому что они все сидели в ящике и кричали от восторга.

Только вот беда —никто не понимал, почему эта странная машина работает. Тут появилась Таня. Подумав немного, она сказала:

-Нужно много фонариков. Несите все, у кого они есть.

Второй раз просить детей было не надо. Через несколько минут двенадцать фонариков лежали возле дерева натраве. Таня взяла один фонарик и прикрепила его кусочком пластилина к стволу дерева. Потом она включила фонарик.

- Смотрите, — сказала Таня, — свет от фонарика идет во все стороны и попадает в дырочку в стене ящика. Проходит свет через дырочку, и на противоположной стенке ящика появляется светлое пятнышко.

-Ну-ка, — не поверил Леня, побежал к ящику и влез в него. Все дети бросились за ним. Да, действительно, на стенке ящикапоявилось светлое пятнышко. Леня подставил ладошку, и пятнышко перебралось к нему на ладонь. Дети снова подошли к Тане.

-А почему жепятнышко внизу на стенке,ведь фонарик-то вверху?- спросила Машенька.

-А вы посмотрите внимательно на рисунок, — сказала Таня и нарисовала картинку с фонариком и ящиком, только у ящика не было одной стенки, чтобы лучше видеть, что делается внутри.

-Свет от фонарика летит прямо как стрела и поэтому, пройдя через дырочку, встречается со стенкой внизу.

Таня подождала, когда все поймут ее, и прикрепила к стволу дерева второй фонарик. Только этот фонарик она прикрепила внизу, у самой земли.

-Где получится пятнышко от этого фонарика? — спросила Таня, и все задумались, а потом сразу закричали:

-Вверху!

-Проверим, — сказала Таня, зажгла фонарик, и дети снова помчались к ящику. В ящике они увидели два светлых пятнышка. Таня начала быстро прикрывать и открывать рукой нижний фонарик, и дети увидели, что верхнее пятнышко замигало.

После этого к стволу дерева прикрепили несколько фонариков, и на стенке ящика получилась полоска из светлых пятнышек. Сделали у этой полоски из фонариков острый кончик — получилась стрелочка. Смотрит стрелочка из фонариков вверх, а когда пройдет свет от этой стрелочки через дырочку в ящике, смотрит стрелочка из светлых пятнышек вниз. Фонарики-то светят, а дома, деревья и люди не светят, а на стенке все равно получаются, — сказала Иришка.

Все посмотрели на Таню. Ведь и правда, деревья и дома не светят.

-Светят все предметы, — сказала Таня, — одни ярко, другие слабо. Солнышко, лампочки и свечки светят собственным светом, а дома, деревья и люди — отраженным. Посмотрите вокруг: на листья деревьев падает солнечный свет. Листья отражают много солнечного света, поэтому они яркие, а стволы деревьев света отражают мало, и поэтому они темные. Вот и получается, что лица, руки, туфли, платья тоже светятся.

-Неправда, — сказал Леня.

-Не веришь, залезай в ящик.

Леня забрался в ящик и закрыл за собой крышку.

-Видишь солнечный лучик из дырочки? — спросила Таня.

-Вижу.

-Подставь-ка палец.

Леня подставил под лучик палец, в темноте палец стал ярким, как лампочка, и весь ящик залило розовым светом.

- Светлее стало? — спросила Таня.

-Да!

-А теперь подставь бумажку.

Леня подставил бумажку. Бумажка была голубоватого цвета, и от этого весь ящик залил голубой свет.

-Еще светлее! —закричал Леня.

- А теперь подставь фольгу от конфет.

-У меня ее нету!

-На, — Иришка приоткрыла крышку ящика и подала Лене кусочек фольги.

-Светло, как на улице! — закричал Леня.

-Значит, пальцы и бумажки светят? —- спросила Таня.

-Светят, — улыбнулся Леня.

Теперь он понял, когда свет от предметов попадает через дырочку в ящик, то от светлых предметов на стенке получаются светлые пятнышки, а от темных предметов — темные.

Складываются эти светлые и темные пятнышки вместе, и получается изображение предметов.

На следующий день дети взяли фанерный ящик из-под посылки, пробили в стенке гвоздем дырочку, верхнюю крышку сняли, чтобы видно было, что делается в ящике. А чтобы посторонний свет не падал в ящик сверху, накрылись с головой черным непрозрачным одеялом. Попадает свет от предметов через дырочку в ящик, и получается изображение всех этих предметов на противоположной стенке ящика. Прикрепили дети к этой стенке листок бумаги так, чтобы изображения предметов оказались на этом листке. Начали дети обводить изображения карандашом, и вскоре на бумаге получилась целая картина: двор, высокая береза, сарайчик, а возле сарайчика теленок траву щиплет. Таня сказала, что в старину, когда люди еще не умели делать фотопленку и фотобумагу и когда еще не было современных фотоаппаратов, применяли вот такие ящики с дырочкой и рисовали карандашом на бумаге. Ящик — слово не научное, и люди дали этому первобытному фотоаппарату название «камера-обскура».

Начали дети рисовать друг друга, и к обеду у них появилась целая коллекция собственных портретов.

Между прочим, я и тебе очень советую сделать такую камеру- обскуру, а потом нарисовать с ее помощью портреты своих друзей и родных.

Сделать камеру-обскуру несложно, ее устройство понятно из самого рассказа. Нужно только иметь в виду, что чем меньше отверстие, тем изображение резче, но в то же время темнее.

Практически можно выбирать диаметр отверстия в 100—200 раз меньше расстояния от стенки с отверстием до противоположной стенки, где получается изображение. Можно не только рисовать изображения предметов в камере-обскуре, как это описано в рассказе, но и фотографировать с помощью такой «оптики». Лучше всего для этой цели взять обычный фотоаппарат, вывернуть объектив и вместо него поставить кусочек черной бумаги с отверстием, проколотым иголкой. Как определить выдержку в подобном случае?

Прежде всего надо определить относительное отверстие (диафрагму) такого объектива. Оно равно диаметру отверстия, деленному на расстояние от пленки до отверстия. Например, отверстие имеет диаметр 0,5 мм, а расстояние от него до пленки 50 мм. Относительное отверстие равно 1/100 мм. Если вы привыкли пользоваться выражением «диафрагма», то диафрагма такого объектива равна 100. Как видите, наш объектив не назовешь светосильным. Далее можно, пользуясь экспонометром (или таблицей), определить выдержку для самого маленького относительного отверстия, которое еще употребляется в обычных фотоаппаратах 1/22 (диафрагма 22). Наша диафрагма в 5 раз меньше, значит выдержку надо увеличить (5х5) в 25 раз. Если для диафрагмы 22 выдержка равнялась, скажем, 1 /100 с, то для нашего объектива она будет в 25 раз больше, т. е. 1/4 с. Между прочим, с помощью такого объектива можно с успехом снимать на цветную пленку.

по книге "Физика для малышей"
автор Л.Л. Сикорчук, информация взята с сайта ten2x5.narod.ru


Дизайн - Резников Артем