Выпуск 28  Музей на столе  Пожарная машина

Данный пожарный автомобиль — результат совместной работы двух научно-исспедоватепьских институтов — Всесоюзного НИИ противопожарной обороны и Всесоюзного НИИ технической эстетики (времена СССР - прим. редактора сайта).

Наша модель выполнена в масштабе 1 : 25.

Модель изготовляется в основном из трехмиллиметровой фанеры и полумиллиметрового картона, поэтому основными инструментами будут лобзик и нож. Кроме фанеры и картона, понадобятся также использованные стержни от шариковых ручек, прозрачный целлулоид или рентгеновская пленка, круглые карандаши, канцелярские скрепки, проволока диаметром 2 мм или велосипедные спицы, белая жесть, наклеенная на бумагу фольга (упаковка из-под чая), кусок тонкой резины (например, от велокамеры) и велосипедная ниппельная трубка.

Внимательно изучите рисунки, разберитесь в спецификации и приступайте к изготовлению деталей,

Выпиливать и вырезать их следует по контуру, обозначенному жирными линиями. Напомним некоторые обозначения на рисунках. Тонкими линиями на деталях показаны места сгибов, а штриховыми — места наклейки других деталей; точки — места крепления металлических деталей.

Сборку модели начинайте с ходовой части,

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Сначала склейте из втулок 4 и дисков 5 два шкива. Готовые шкивы плотно насадите на оси 3 и соедините между собой пассиком 4.

Два лонжерона 7 — силовые элементы рамы. Просверлите в лонжеронах отверстия диаметром 3 мм и запрессуйте в них втулки 2. Во втулки вставьте концы задних осей (со шкивами и пассиком) и переднюю ось (без шкива), а к лонжеронам сверху приклейте днище 6 кузова.

Следующая операция — сборка колес. Колеса склейте из дисков 9 и колец 8 (внутренние ребра колец перед склейкой скруглите). В центре каждого колеса просверлите ручной дрелью отверстие диаметром 7мм. Выполнив эту операцию, не торопитесь вынимать сверло: закрепите дрель в тисках, а затем, вращая сверло с колесом, сточите внешние ребра колеса напильником. Обработанное колесо должно в сечении иметь такой же вид, как на чертеже.

В колесах запрессуйте ступицы 4, на беговые дорожки натяните шины 11. Готовые колеса плотно посадите на оси, подложив под ступицы шайбы 10.

Осталось установить на раме микроэлектродвигатель. Конструкция привода модели и передача движения от вала микродвигателя на колеса зависят от типа двигателя. Поясним это на примерах.

Если, допустим, у вас есть двигатель с редуктором, вам достаточно на его вал и заднюю ось насадить по шкиву и соединить их пассиком. Если же ваш двигатель не имеет редуктора, но у вас есть шестерни (например, от будильника), попытайтесь сделать его сами. Ку а если у вас нет ни того, ни другого, используйте фрикционную передачу, как на нашей модели.

Сделать фрикционную передачу можно так. В отверстия лонжеронов 7, расположенных над задней осью, запрессуйте втулки 21 (короткую — в левый лонжерон, длинную — в правый). На деталь 4 наденьте диск 20, попучившийся узел установите между втулками 21 и пропустите через детали проволочную ось. Затем наденьте на концы оси отрезки ниппельной резинки 22 (они должны плотно прилегать к шинам задних колес). Теперь нужно заставить вращаться собранную подвеску. Для этого микроэлеитродвигатель нужно установить так, чтобы его вал смог плотно прилегать к торцу диска 20. На вал двигателя наденьте кусочек ниппельной резинки (чтобы сцепление с диском быпе лучше), затем вставьте двигатель в отверстия шпангоутов 12, приклейте их к днищу кузова и закрепите двигатель резиновыми колечками, зацепив их концы за крюки 56, вбитые в днище кузова.

Размеры деталей фрикционной передачи рассчитаны для двигателя ДП-10. Если вы точно выдержит их, передача будет работать нормально. Проведите ходовые испытания шасси и, если нужно, сразу же устраните выявленные недостатки. Управление моделью можно сделать дистанционным, разместив батарейку и переключатель в пульте управления. Но можно поступить и по-другому — разместить батарейку с переключателем на ходовой части, перед двигателем. Предлагаем вам подумать, как соединить эти детали с двигателем, чтобы модель могла двигаться вперед и назад. Закончив с шасси модели, переходите к следующему этапу сборки.

КУЗОВ

К сборке кузова отнеситесь повнимательней, от аккуратности изготовления и установки его деталей будет зависеть внешний вид модели.

Итак, два шпангоута 12 вы уже приклеили, теперь установите шпангоут 19 с вставленным в него пистоном от старой обуви. Из детали 14 и двух дисков 13 соберите барабан. В отверстия среднего 12 и заднего 19 шпангоутов запрессуйте втулки (детали 2), установите между ними готовый барабан и вставьте во втулки и барабан ось 15. Затем приклейте к днищу переборки 16 и 18.

В отверстие, просверленное в днище кузова, вставьте шуруп и прикрепите им запасное колесо. К шпангоутам 19 и 12 сверху приклейте крышку 17. Потом установите шпангоут 28, два шпангоута 30 и наклейте на них крышу 62.

Кусочками пленки 31 и 29 «застеклите» боковые двери 40 и боковины кузова 42 и 33. К внутренним поверхностям названных деталей пленку подклеивайте эмалитом или клеем, полученным при растворении кусочков ппенки в ацетоне. К внутренним сторонам деталей 33 не забудьте прикпеить спички (в указанных местах), а также листки фольги 34. На фольгу сверху наклейте жалюзи 35. Теперь можете закреплять боковины кузова и боковые двери.

Спереди кузова укрепите капот 57, детали 53, 58, сзади — детали 67, 69 и ступеньки 70. Затем "застеклите» двери кабины водитепя: наклейте на кусочки пленки 26 картонные накладки 27, а потом приклейте их к боковинам кузова. Точно так же изготовьте и лобовое стекло (детали 45 и 46). Вклейте его между капотом и крышей. Осталось установить на модели подножку 43, бортик 32 крыши и задвинуть съемную крышу 63 по направляющим, сделанным из спичек. Крыша 63 специально сделана съемной для того, чтобы можно было свободно подобраться к электромеханической части модели.

Кузов готов, переходите к завершающему этапу работы.

ОКРАСКА И ОТДЕЛКА МОДЕЛИ

Окрасьте кузов в соответствии с рисунками, а также все картонные и деревянные детали. Детали, изготовленные из фольги, резины и т. п., должны иметь свой естественный цвет (исключение соcтавляют лишь детали 56 и 60). Точками на риcунках условно обозначен серый цвет, сигнальные огни 48— синие. На окрашенном кузове шариковой ручкой с черной пастой нарисуйте люки, двери кабины-ведителя, боковые и задние двери.

Лафетный ствол собирается так. В отверстие детали 50 вставьте кусочек спички, на один конец ее наденьте трубку 24, а к другому приклейте такую же трубку 24 и две детали 23. В одну из трубок 24 воткните гвоздь, наденьте на него деталь 49 и прибейте лафетный ствол к крыше.

Проверьте, хорошо пи закреплены внутри бампера, буксирные крюки 56. На боковых дверях укрепите ручки 41, а на дверях кабины и задних дверях — ручки 66. Не забудьте наклеить облицовку радиатора 54, фартуки 38, детали 39, 55 и 68. Установите сигнальные огни (детали 47, 48), зеркала заднего вида (детали 64, 65) и фары (детали 36, 51, 52 и 44, 60, 61). При изготовлении зеркал и фар под детапи 51, 61 и 65, вырезанные из пленки, подложите фольгу.

При креплении габаритных огней 37, подфарников и стоп-сигналов 59 под пленку подложите кусочки картона, окрашенные в соответствующие цвета. На барабан 14 намотайте черный шнур.

Модель готова.

ДЕТАЛИ И МАТЕРИАЛЫ (СПЕЦИФИКАЦИЯ)

ФАНЕРА — 5(4 шт.), 6,7(2 шт.), 8(14), 9(14), 12(2), 13(2), 16(2), 17, 18, 19, 20, 28, 30(2), 33(2), 40(2), 42(2), 62, 63, 68(2), 70(2);

КАРТОН — 27(2), 32, 38(2), 43(2), 46, 50, 53(2), 55, 57, 58, 67, 69;

ПЛЕНКА - 26(2), 29(6), 31(2), 35(4), 37(4), 45, 51(6), 59(4), 61, 65(2);

СКРЕПКА - 41(4), 52(2), 56(4), 60, 64(2), 66(4);

СТЕРЖЕНЬ ОТ ШАРИКОВОЙ РУЧКИ—2(10), 21, 23(2), 24, 49;

КАРАНДАШ ИЛИ КРУГЛЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СТЕРЖЕНЬ — 4(10), 14, 36(2), 44, 48(2);

ВЕЛОКАМЕРА — 1, 11(7);

НИППЕЛЬНАЯ ТРУБКА (РЕЗИНКА) — 22(2), 25;

ПРОВОЛОКА — 3(4), 15;

ЖЕСТЬ — 10(12);

ФОЛЬГА — 34(2), 39(2), 47(2), 54.

Скачать чертежи пожарной машины - часть 1 (архив rar, 199 кБ) .

Скачать чертежи пожарной машины - часть 2 (архив rar, 293 кБ) .

Скачать чертежи пожарной машины - часть 3 (архив rar, 84 кБ) .



приложение к журналу "Юный техник".
П. и Е. Черновы. Рисунки авторов. г. Новочеркасск.


Дизайн - Резников Артем