Выпуск 28  Музей на столе  Флот на ладони. Способы выполнения. Часть 1

Корпуса и надстройки моделей делаем из древесины, лучше всего из ольхи или липы. При их отсутствии можно использовать березу, сосну или бук, однако эти породы намного труднее обрабатывать. Сначала заготавливаем дощечки, из которых будем строить модель, — старые линейки, чертежные треугольники, отходы фанеры и т. п. Дошечки подбираем по толщине детали: если, например, нужно сделать надстройку высотой 8 мм, то склеиваем либо две дощечки толщиной по 4 мм, либо одну толщиной 5 мм, а другую толщиной 3 мм и т. д.

Корпус модели можно выполнить двумя способами.

Способ 1. На дощечку, толщина которой соответствует высоте борта, переводим с кальки контур корпуса модели на виде сверху. Выпиливаем его лобзиком и обтачиваем напильником (рис. 3>а). Затем на продольную сторону дощечки переносим контур корпуса на виде сбоку и снова выпиливаем его лобзиком (рис, 3,6). При выпиливании корпуса модели по этим двум контурам следует оставлять по 1 мм припуска для обработки. Теперь, пользуясь рашпилем и напильниками, придаем корпусу окончательную форму и тщательно шлифуем его наждачной бумагой. Соответствие формы корпуса его поперечным сечениям, приведенным в книге для каждой модели, проверяем по заранее сделаннык шаблонам (см. рис. 1). Хорошо отточенным твердым карандашом наносим по линейке на расстоянии 0,5—1 мм параллельные линии, имитирующие палубный настил (рис. 3, в), если в описании указывается, что палуба имеет естественный цвет древисины, если палубу нужно красить, то оставляем ее гладкой. В последнюю очередь приклеиваем фальшборт.

Способ 2. Подбираем толщину дощечек по высоте уступов на палубе и выпиливаем лобзиком каждую из них отдельно, затем наносим на них палубный пастил и склеиваем имеете (рис. 3, г). Склеенный корпус далее заканчиваем по способу 1. Щели между дощечками и все неровности зашпаклевываем и выравниваем.

Фальшборты, релинги, крышки грузовых люков делаем из тонкого переплетного картона либо тонкой клееной фанеры толщиной 1 мм.

У начинающего моделиста изготовление фальшборта может вызывать некоторые трудности. В связи с этим, прежде чем приступить к постройке модели, следует решить, будет она с фальшбортом или без него. На виде сверху контур судна образуют две линии — наружная и внутренняя, рясстоянис между которыми составляет толщину фальшборта. (Это не относится к судам, у которых вообще отсутствует фальшборт, например к военным кораблям «Гром», «Молния».)

При постройке модели безз фальшборта переводим на дощечку контур корпуса по наружной линии. Высотой корпуса модели считаем высоту корпуса судна вместе с фальшбортом.

При постройке модели с фальшбортом переводим на дошечку контур корпуса по внутренней линии, а контур его, показанный на виде сбоку, выполняем только до высоты палуб (заштрихованная часть), т. е, без фальшборта. К готовому корпусу прикладываем лист картона и изображаем на нем (рис. 4) контур фальшборта (в него входит также часть борта, однако будем применять для обоих этих понятий одно слово "фальшборт"). Вырезаем по контуру фальшборт и получаем картонный шаблон. По нему из фанеры толщиной 1 мм, в зависимости от размера модели, выпиливаем фальшборт для правого и левого бортов, прибавляя примерно по 2 мм для обработки.

Фальшборту необходимо придать форму обводов корпуса. Для этого берем жестяную полоску, лучше оцинкованную, так квк она легче гнется и не ржавеет, толщиной около 1 мм, а длиной иi шириной на несколько миллиметров больше фальшборта-шаблона и изгибаем ее по форме обводов корпуса. Подготовленную для фальшборта фанеру опускаем в горячую воду, отчего она становится эластичной, и изгибаем ее по форме уже изогнутой жестяной полоски. Скрепляем их резиновыми кольцами, например от старой велосипедной камеры (рис. 5). Через несколько часов резинки снимаем: фанера сохраняет приданную ей форму, и фальшборт можно приклеивать к корпусу столярным или казеиновым клеем, дополнительно прикрепляем его также небольшими гвоздиками (рис. 6, а). После того как клей высохнет, заканчиваем изготовление фальшборта: совершенно гладкой его поверхности добиваемся с помощью острого ножа, напильников и наждачной бумаги (рис. 6,6). В процессе обработки инструмент нужно направлять внутрь корпуса, чтобы не оторвать фальшборт. Фальшборт можно также вделать в выемку на корпусе (рис. 7).

Станислав Катцер
Флот на ладони. Судостроение, 1980.


Дизайн - Резников Артем