Выпуск 30  Музей на столе   Автомобиль-самосвал. КамАЗ-5511.

Для модели потребуются следующие материалы: плотная чертежная бумага (двойная), картон тонкий 1 мм, аппликационная или гуммированная бумага (для отделки модели), прозрачная пленка (для окон, зеркал), пассики, деревянные оси диаметром 5 мм, шкивы, проволока, клей, микрозлектродвигатель и батарейки. Инструменты обычные: нож, линейка, ножницы.

Несколько пояснений к рисункам. Выкройки модели не имеют размеров. Они выполнены в масштабе 1:40 натуральной величины. Каждый из вас сам решит, во сколько раз их увеличить.

Нижняя часть автомобиля — поворотное устройство, рама, колеса, крылья, бензобак, опорные лаги кузова, поворотные кронштейны—покрашена в черный цвет, а верхняя—кабина, кузов—в оранжевый (подойдут и другие цвета: красный, желтый, голубой, зеленый и т. д.). Чтобы потом не красить модель, советуем вам детали нижней части автомобиля вырезать из черной бумаги. И последнее: буква В (прописная) на выкройках обозначает вырез.

РАМА (деталь 14). Вырежьте из двойной бумаги выкройки 14а—14д. В первой выкройке (14а) сразу же прорежьте отверстия для осей. Затем согните ее, как показано на рисунке (см. «Схему сборки модели.»), и приклейте деталь 14б.После этого к выкройке 14г подклейте выкройки 14в и 14д, Получившуюся заготовку смонтируйте на уже готовую часть рамы (детали 14а и 14б). В раме должно образоваться гнездо для электромоторчика (см. рис. «Установка электромотора»). Завершите работу подклейкой хвостовой части. На готовой раме установите ЗАДНИЙ МОСТ МОДЕЛИ: электродвигатель, оси, шкивы, пассики (см, рис. «Установка электромотора»). Теперь дело за ПЕРЕДНИМ МОСТОМ (см. рис. «Поворотное устройство», деталь 20). Сразу оговоримся: повторить устройство мостов настоящего автомобиля сложно, поэтому на модели оба эти узла упрощены.

Итак, поворотное устройство. Вырежьте из картона деталь А. В выступающих ушках проделайте отверстия диаметром 6 мм. Вклейте изнутри бумажные втулки Б (деталь Б—это полоска бумаги, намотанная на деревянную ось диаметром 7 мм). Вырежьте из 2-мм картона две поворотные скобы Г и приклейте к ним деревянные оси диаметром 5 мм для передних колес. Во втулки Б вставьте деревянные оси диаметром 5 мм и смонтируйте на них скобы Г.

Посередине детали А приклейте двойную скобу (детали Ж и 3), предварительно сделав в заготовках отверстия под проволочные скобы (деталь 28, 5 штук). К скобам Г приклейте рычаги Д. Деталь Е тоже двойная. Сделайте в заготовках отверстия под проволочные скобы и склейте их шайбами (детали Е'). Уголок И и планку К смонтируйте между деталями Ж, 3 и Е также проволочными скобами. А деталь Е затем скрепите проволочными скобами с рычагами Д.

КОЛЕСА (см. рис. «Сборка колеса», деталь 17). Их на модели одиннадцать. Расскажем, как собирается одно из них.

Вырежьте из 1-мм картона две заготовки Б и прорежьте в них отверстия диаметром 5 мм под ось. Из 2-мм картона вырежьте детали Е и А. Подклейте их к кругам Б. Между кругами Б вставьте втулку Д и склейте заготовки лентой Г.

Пары задних колес соедините между собой шайбой, .смазанной клеем с двух сторон. В шайбе (деталь 16) вырежьте отверстие диаметром 6 мм.

С лицевой стороны задних колес приклейте звездочки (деталь 18) с шайбой в центре. Шайба—деталь В.

Как монтируются передние колеса на поворотном устройстве? Они надеваются на боковые оси поворотного устройства так, чтобы ось выступала на 1—1,5 мм из колеса. Затем на нее наклеивают шайбу В и звездочку (деталь 18), Ее концы подгибают.

КАБИНА (деталь 22— cм. рис. «Кабина»).Чтобы не красить готовую кабину, вырежьте заготовку для нее из цветной бумаги. Разметьте на бумаге выкройку В и приклейте на нее окна с рамками (деталь О, О'; К, К'; Г, Г') и стеклами — прозрачной пленкой или светофильтром. На эту же выкройку приклейте дверцы (деталь 3) кабины и капот (деталь Н), прорезав предварительно на капоте отверстия под фары и радиатор. Ту часть выкройки, где находится надпись слегка надрежьте, перегните и подклейте с лицевой стороны.

Далее выражьте по контуру выкройку кабяны и аккуратно склейте ее. Во внутреннюю часть кабины вклейте каркас (деталь Е) из картона. Крылья (деталь И) вырежьте из двухслойной бумаги черного цвета. Подклейте их к кабине и внутреннему каркасу, как показано на рисунке. Подножки (деталь Ж) приклейте к нижней части кабины и переднейчасти крыльев. Затем к кабине с обратной стороны приклейте задний капот (деталь Д). На крыше кабины закрепите вентиляционную задвижку (детали А и Б). К внутреннему каркасу кабины приклейте поворотные кронштейны (деталь 3) с отверстиями для оси диаметром 5 мм и длиной 7—8 мм. С помощью этого узла кабина откидывается вперед. На дверцах кабины, в верхних углах ближе к ветровому стеклу, крепятся зеркала заднего обзора (детали Л и М),

КУЗОВ. Он такого же цвета, как и кабина. Сначала вырежьте из двухслойной бумаги основной корпус кузова (деталь 1) и склейте его (cм. рис. «Кузов», «Сборка борта» и «Схема сборки модели»). Затем вырежьте и склейте борта (деталь 26). Здесь нужно особенно тщательно разметить выкройки данной детали (см. рис.). На нее сразу нанесите верхние и нижние горизонтальные лаги, а также первую и шестую, последнюю поперечные наклонные лаги. На этой же выкройке отметьте места подклейки остальных четырехпоперечных наклонных лаг (детали 28 и 29), После того как выклеите основную часть борта, подклейте к ней эти лаги.

Готовые борта приклейте к боковым частям основного корпуса кузова. Верхний край борта приклеивается по верхнему краю кузове (см. «Схему сборки модели»), снизу к внешней стороне кузова —.продольные лаги (деталь 27). В задней части кузова подклейте поперечные лаги (деталь 2) и кронштейны для поворотов (деталь 3). Их внутренний диаметр 5 мм. В нижней части кузова приклейте с боковых сторон крылья задних колес (детали 4 и 5).

СБОРКА МОДЕЛИ. Вначале установите на раме кабину. Она крепится подвижно на шарнирах-кронштейнах (деталь 3) с втулкой (один из них крепится на раме, другой - на внутреннем каркасе кабины). К передней части рамы приклейте бампер (деталь 21), а снизу к выступу—поворотное устройство (деталь 20). За кабиной смонтируйте воздухозаборник. Он состоит из круглой, крышки (деталь 25), патрубка (деталь 24), выполненных из бумаги серебристого цвета, бачка- фильтра (деталь 23. Она аналогична детали 8) и подставок-кронштейнов (деталь 23а и 23б).

Здесь же, за кабиной, смонтируйте кронштейн запасного колеса (деталь 6). Предварительно с правой стороны рамы приклейте кронштейн-скобу (аналогичную детали Г в поворотном устройстве). Кронштейн с запасным колесом может откидываться в сторону,

С этой же стороны к раме приклейте ящик с аккумуляторами (деталь 7) и вакуумный бак (деталь 8); с противоположной—прикрепите бензобак (деталь 19), предварительно приклеив к нему приемный патрубок, (деталь 19а). На верхнюю часть вдоль рамы приклейте балки(деталь 11), вырезав в них отверстия диаметром 6 мм под оси. С противоположной стороны приклейте приемные вставки прямоугольной формы со щитком (деталь 9). В хвостовой части рамы прикрепите задние фонари (детали 12 и 13). К боковым частям балок и рамы, отступя в хвостовой части приблизительно на 1/8 часть от общей длины балки (деталь 11), прикрепите кронштейны (деталь 3), заранее вырезав в них отверстия диаметром 2 мм. С их помощью держится подъемный рычаг (деталь 10), изогнутый из проволоки диаметром 1,5—2 мм (см. рис.).

Кузов крепится к балкам с помощью деревянной оси диаметром 5 мм и кронштейнов (деталь 3). Продольные лаги (деталь 27) на днище кузова должны быть параллельны балкам, на которые опирается весь кузов. Точность установки кузова проверьте, поднимая и опуская его.

Когда модель автомобиля будет собрана, соедините электродвигатель проводами с пультом-управления (ПУ)—двумя батарейками с переключателем хода вперед, назад, стоп.

Скачать чертежи машины - часть 1 (архив rar, 120 кБ)

Скачать чертежи машины - часть 2 (архив rar, 126 кБ)

Скачать чертежи машины - часть 3 (архив rar, 118 кБ)

Скачать чертежи машины - часть 4 (архив rar, 193 кБ)

Скачать чертежи машины - часть 5 (архив rar,   76 кБ)



приложение к журналу "Юный техник".
Р. Зарипов. Рисунок автора.


Дизайн - Резников Артем