Выпуск 30  Музей на столе  Флот на ладони. Краска и окраска

Окраска - важнейшая операция при выполнении модели. Хорошо сделанную модель можно полностью испортить плохой окраской. Красить нужно осторожно! Перед окраской все поверхности должны быть тщательно выровнены, все щели зашпаклеваны: окраска не скрывает изъянов, а, наоборот, подчеркивает их. Неровности и щели заделываем с помощью шпателя шпаклевкой, приготовленной из горячего столярного клея, смешанного с мелкими опилками (от лобзика) , либо готовой эмульсионной шпаклевкой. Когда шпаклевка высохнет, шлифуем поверхность наждачной бумагой. Для окраски применяем нитрокраски или маслянные краски. Перед употреблением масляные краски необходимо предварительно профильтровать, лучше всего через вдвое сложенный старый капроновый чулок, чтобы в них не было комочков, которые испортят вид окрашенной поверхности. До начала окраски деталей, например надстроек, вбиваем в их основание гвоздик с проволочкой-крючком (рис. 15). За гвоздик держим деталь при окраске, а за крючок подвешиваем ее для сушки.

Детали красим дважды или трижды, нанося краску тонким слоем. Каждый слой, кроме последнего, после высыхания шлифуем самой мелкой наждачной бумагой, пока не получим зеркально-гладкой поверхности. При этом следует помнить: масляную краску можно накладывить на нитрокраску, но нельзя делать наоборот, потому что вся краска сойдет и испортит модель. Модели можно красить также темперой, которая быстро сохнет и дает матовую поверхность, что, впрочем, в большой степени напоминает окраску настоящих судов. Но поскольку древесина впитывает воду, в которой растворяем темперу, отшлифованные поверхности становятся после окраски шероховатыми. Этого можно избежать, если покрыть поверхность до и после окраски темперой тонким слоем спиртового лака или нитролака, однако от них краска темнеет. Масляная краска и масляный лак станут матовыми, если добавить в них немного скипидара.

Корпуса старых парусников окрашиваем коричневой тушью, разведенной водой; если желателен более темный цвет, добавляем черной туши. Корпус покрываем тонким слоем спиртового лака (нитролак или масляный лак применять нельзя, так как после, них древесина тушью не окрашивается), затем тушью и закрепляем краску, нанося слой бесцветного спиртового лака, нитролака или масляного лака.

Все перечисленные выше способы окраски проверяем сначала на образцах и, лишь приобретя некоторый опыт, приступаем к окрашиванию первой модели. Соприкасающиеся между собой части и детали красим и собираем отдельно, всегда помня о том, что излишек клея может испортить окраску.

Ватерлинию рисуем тонкой кисточкой либо обозначаем следующим способом (рис. 16). При изготовлении корпуса вырезаем из тонкой фанеры (1—2 мм) ту его часть, где проходит ватерлиния. Фанеру слегка прикрепляем гвоздиками к основанию корпуса и обрабатываем вместе с ним. Закончив работу над корпусом, отделяем фанеру и красим отдельно корпус, например, в черный цвет, и отдельно — края фанеры, например в красный цвет. Когда краска высохнет, снова соединяем (склеиваем) корпус с фанерой и получаем идеально ровную ватерлинию. Ватерлинию можно обозначить также, наклеив на корпус полоску из цветной бумаги.

Если при окраске какой-либо детали возникает необходимость применить несколько разных цветов, то всегда начинаем со светлых тонов, например, наложив белую краску на черную, получим в итоге серый цвет.

В процессе, окраски модели кисть ведем нее время в одном направлении, иначе окрашиваем лишь края (рис. 17). Флаги и вымпелы рисуем на белой бумаге и раскрашиваем в соответствующие цвета пером с обеих сторон (международные символы обозначения цветов показаны на рис. 18). Тактические знаки, а также эмблемы судовладельцев вырезаем из бумаги и наклеиваем, так как аккуратно покрасить их очень трудно. Спасательные круги на старых судах красим в белый и красный цвета, на современных (примерно с 1965 г.) — в оранжевый; спасательные плоты красим в желтый и красный цвета, если в описании не дается иных указаний.

Ходовые огни выполняем следующим способом (рис. 19). Берем две полоски картона шириной не более 1,5 мм и красим одну из них в зеленый цвет, а другую — в красный. Когда краска высохнет, разрезаем обе полоски на кусочки длиной 5 мм и сгибаем их под прямым углом. Получаем так называемые экраны ходовых огней. К ним приклеиваем небольшие бусинки: красные - к красным экранам, зеленые — к зеленым: они имитируют фонари. Готовую деталь наклеиваем на крылья мостика или на ванты. При этом зеленый ходовой огонь должен находиться по правому борту, красный — по левому.

Круглые иллюминаторы делаем иглой от циркуля, зажатой в оправку, прокалывая ею круглые отверстия (рис. 20). Прямоугольные окна рулевых рубок или веранд на пассажирских судах вырезаем из черной бумаги (в которую упаковывают фотоматериалы) и наклеиваем (рис. 21). Однако при окраске модели масляными красками клей не нужен: вырезанные из бумаги окна кладем на свежую краску, которая, высохнув, будет прочно их держать.

Станислав Катцер
Флот на ладони. Судостроение, 1980.