Выпуск 30  Музей на столе  Флот на ладони. Способы выполнения. Часть 2

Иной способ изготовления фальшборта предложил в журнале «Моделяж» («Моделист», № 11, 1970 г.) Яцек Дембовский. Ои заключается в следующем. Возьмем две дощечки и примем место их соединения за уровень палубы. Соединим дошечки вместе 2—3 гвоздиками, переведем на них контур корпуса по наружной линни на виде сверху, выпилим его и обработаем (рис. 8, а). Затем переведём на боковую сторону дощечек контур корпуса на виде сбоку (рис, 8, б) и также обработаем его. Получив готовый корпус, разъединяем дощечки из две части. Верхнюю дощечку прикрепляем к куску фанеры и выпиливаем лобзиком (рис. 8. в) всю лиишнюю древесину таким образом, чтобы остался только фальшборт (фанера нужна для предохранения тонкого фальшборта от поломки). Внутреннюю сторону фальшборта обтачиваем и окрашиваем либо протравливаем. На нижнюю дощечку наносим палубный настил. После этого снова соединяем обе части с помощью клея (рис. 8, r).

Релинги на площадках, крыльях штурманского мостика и т. п. выполняем следующим образом. Из картона или тонкой фанеры вырезаем основание, площадки или мостика и кладем нижней стороной на пенопласт, пробку или дощечку ( рис. 9, а). Затем сгибаем, как нужно, полоску картона (или фанеры), устанавливаем ее на подготовленное основание, прихватываем гвоздиками (рис. 9, б) и изнутри промазываем клеем. Когда клей высохнет, вытаскиваем гвоздики и получаем готовую деталь (рис. 9, в).

Форштевень и руль выполняем из фанеры толщиной 1 мм и вставляем их и пазы, сделанные в корпусе лобзиком (рис. 10). Обе детали крепим на месте с помощью клея.

Мачты, реи, бушприты, гафели и гики делаем из бамбука — от старых лыжных палок либо из тонких сосновых палочек (зубочисток).

Для парусов годится белая рисовальная бумага или свотло-коричневая упаковочная; желательно, чтобы бумага имела водяные, знаки в виде полосок, имитирующих куски полотна, так называемые клинья, из которых шьют настоящие паруса. Если мы хотим, чтобы паруса из белой бумаги имели легкий светло-коричневый оттенок, то нужно намочить их в крепком чае или в коричневой туши (сепии), сильно разведенной водой. Однако если в описании-модели указывается иной цвет паруса, например красный в полоску, то красим его темперой.

Паруса можно выполнить также из тонкого цветного льняного полотна. Для этого кусочек ткани пропитываем жидким сголярным клеем или крахмальным клейстером и придаем ему форму надутого паруса. Когда полотно высохнет, точно по заранее сделанному бумажному шаблону выкраиваем из него парус.

Дымовые трубы можно изготовить из полоски бумаги, накрученной на палочку нужной толщины либо на толстый круглый гвоздь. Мелкие детали оборудования — пушечные стволы, якоря, вентиляторы, мачты на военных кораблях — делаем из проволоки сечением 0,3—2,5 мм, лучше всего из медной (ее легко паять): от старых проводов, кабелей, обмотки электромагнитов и т. п. Из сеток от старых фильтров или радиоламп можно изготовить антенны локаторов, решетчатые площадки и т.п.

Спасательные круги делаем из тонкой проволоки, а спасательные плоты—из тонкой проволоки с хлорвиниловой изоляцией. Проволоку навиваем на гвоздь диаметром 1,5 мм либо на палочку нужного профиля. Полученную "пружинку", не снимая с гвоздя или палочки, разрезаем вдоль витков и получаем несколько одинаковых колечек либо овалов.

Показанные на рис. 11 способы изготовления деталей оборудования не единственные; здесь моделист имеет широкие возможности для изобретательства.



Станислав Катцер
Флот на ладони. Судостроение, 1980.


Дизайн - Резников Артем