Выпуск 31  От теории к практике  Жидкости, газы и твёрдые тела. Жидкие камни

Однажды пришла посылка с Камчатки. То-то было радости! Еще бы, ведь посылка была от папы с мамой! Открыли посылку, достали записку и начали читать:

«Дорогие наши Таня, Иришка иЛенечка! Очень рады, что вы не теряете времени без толку, изучаете физику. Посылаем вам интересный фильм, который сняли здесь для вас, но сначала отгадайте загадку, которая завернута в бумагу. Целуем, мама и папа».

Взяла Таня сверток и говорит:

- Какая тяжелая загадка!

Когда сверток развернули, все увидели камень, из которого торчал ржавый, обгорелый нож.

-Кто это его воткнул в камень? — спросил Леня, широко раскрыв глаза.

-Неважно кто, важно как, —уточнила Иришка. — Ведь камень ножом не разрежешь!

-Видно, это и есть загадка папы и мамы,- сказала Таня.

Прошло несколько дней, но загадку так и не отгадали.

Однажды в гости к нашим друзьям зашел их сосед дядя Вася. Повертел он камень в руках, покачал головой и говорит:

- Придется помочь вам. Завтра утром собирайтесь пораньше— пойдем со мной на завод.

На заводе стоял такой шум, что нужно было кричать, чтобы услышать друг друга. Дети не знали, куда им смотреть, так интересно было вокруг. Вдруг как полыхнет красный огонь!

Весь цех озарило светом, а дети присели от неожиданности. Сияющий огненный ручей вытекал прямо из кирпичной стены.

-Что это?—прокричал Леня.

-Плавильная печь, —ответил ему дядя Вася.

-Да нет, что это течет яркое и красное?

-Олово!

-Олово?

-Металл такой!

-Металл, а течет, как вода!

-То-то и оно, — кричал на ухо Лене и Иришке дядя Вася, — раскаленный. Вот у вас температура 36°, а здесь — 1000°. А иначе нельзя, потому что олово опять твердым станет. Смотрите!

Дядя Вася зачерпнул железным ковшиком на длинной деревянной ручке немного олова и вылил его на каменный пол. Лужица вскоре потускнела и превратилась в листочек белого металла. Леня хотел схватить его, да дядя Вася вовремя остановил:

-Горячий!

Наконец олово остыло, и дядя Вася разрешил его взять. Дома Леня сказал:

-Выходит, камень тоже сначала был горячий и расплавленный?

-Выходит, так, — сказала Таня. —Давайте посмотрим фильм, тогда все окончательно поймем.

Таня включила проектор, и на экране появилась красивая и страшная картина. Из вершины высокой горы поднимался столб пламени и черного дыма. Когда дети присмотрелись, они увидели, что из горы вылетают раскаленные камни. Они с грохотом поднимались вверх и медленно обрушивались вниз. Падая на склон горы, они расплющивались красными лепешками и медленно гасли.

На вершине горы дети разглядели огромную яму. Таня сказала, что эта яма называется кратер, и что кратер внизу переходит в широкий и очень глубокий колодец, который идет вглубь, туда, где земля такая раскаленная, что все камни расплавленные и поэтому жидкие. Этот колодец называется жерло. Жерло, как огромная пушка, стреляло раскаленными камнями. И Таня сказала, что эти жидкие камни называются вулканическими бомбами.

Вдруг дети увидели, что с одного края кратера вытекает огненная река. Когда присмотрелись, то поняли, что это текут расплавленные камни. Они были жидкие, как сметана, красные, как спелый арбуз, кипели и пузырились, как манная каша на печке, и, так как над ними дрожали струйки воздуха, как над костром, дети поняли, что камни эти очень горячие. На экране снова падали сверху вулканические бомбы. Вдруг какой-то человек подошел к одной бомбе и с силой бросил в нее перочинный ножик. Нож воткнулся и вспыхнул, как будто деревянный. Когда человек в специальном костюме серебристого цвета с лицом, закрытым такой же маской, отошел в сторону, дети соскочили с мест и закричали:

-Папа! Папа!

Да, это был их папа, хотя его лица и нельзя было рассмотреть из-за маски. Дети узнали его по походке.

-Значит, этот камень — вулканическая бомба? — спросил Леня, когда фильм кончился.

-Да, — сказала Таня.

-И он был жидкий от жары?

-Да.

-И он был раньше под землей?!

-Да.

-Вот какой у нас необыкновенный камень! — сказала Иришка.

Экскурсия на завод, описанная в рассказе, дело интересное, но не всегда возможное. Можно ограничиться опытами с плавлением сахара и парафина и замерзанием воды, о которых пойдет речь в следующем рассказе.

Обратите внимание ребенка на то, что агрегатное состояние вещества зависит от условий, в которых это вещество находится. Если в обычных условиях металлы — твердые вещества, то при высоких температурах они переходят в жидкое состояние, а при еще более высоких — в газообразное. Особенно легко проследить изменение агрегатного состояния воды (твердое вещество — лед, жидкое — вода, газообразное—пар).


по книге "Физика для малышей"
автор Л.Л. Сикорчук, информация взята с сайта ten2x5.narod.ru


Дизайн - Резников Артем