Выпуск 37  От теории к практике  Инерция и реактивное движение. Как Леня стал фокусником

Однажды Леня решил стать фокусником, а Иришка — его художественным руководителем: она придумывала фокусы и обучала им Леню. Вот какие фокусы они придумали.

1 фокус. Подвесили дети на тонкой-тонкой нитке гирьку, а снизу к гирьке привязали толстую нитку. Нужно так дернуть за толстую нитку, чтобы она порвалась, а тонкая осталась целой. Потянул Леня за нижнюю толстую нитку, и верхняя тоненькая сразу оборвалась, гиря упала и чуть по ноге Леню не ударила.

-Неправильно, — кричит художественный руководитель, — нужно резко дергать, чтобы гиря не успела сдвинуться с места, ведь она тяжелая и ленивая.

Взяла Иришка за кончик толстую нитку. Р-раз! Толстая нитка порвалась, а тоненькой хоть бы что.

-Ничего себе! — сказал фокусник и покачал головой.

2 фокус. Подвесили дети на тонких бумажных колечках деревянную реечку. Реечка висит на бумажных колечках, а колечки — на металлических линейках, которые Леня в руках держит. Размахнулась Иришка толстой палкой — трах! Реечка — вдребезги, а колечки целы. Удивительно! Зашла в комнату Таня, увидела этот фокус и говорит:

— Можно вообще реечку не подвешивать, а она все равно сломается. Взяла она другую реечку, подбросила. Палкой по реечке стукнула, и реечка с треском разлетелась на две половинки.

- Почему?—спрашивает Таня.

Задумались дети. Не могут понять, почему так получается.

- Когда палка ударила по реечке, — сказала Таня, — она в середине от удара продвинулась вперед, а концы по инерции на месте остались. От этого реечка так сильно прогнулась что сломалась.

3 фокус. Положил Леня руку на стол. На ладонь ему положили кирпич, а на кирпич — грецкий орех. Взяла Иришка молоток, ударила по грецкому ореху. Он раскололся, а руке хоть бы что! Съели дети ядрышко ореха и новый фокус придумали. Положили на ладонь Лене кирпич, а на этот кирпич — второй кирпич.

Иришка ударила по верхнему кирпичу молотком, он раскололся на половинки, а руке ничего! Страшный опыт! А Таня смеется:

- Почему руке не больно, вы понимаете?

-Потому что кирпич тяжелый и ленивый, — сказала Иришка, — когда я резко ударила по нему, он не успел сдвинуться с места, и руке ничего не сделалось.

Наконец и Леня придумал фокус.

4 фокус. Положил Леня на ладошку почтовую открытку, а на открытку — монетку и ударил щелчком по открытке. Открытка слетела с ладошки, а монетка, которая лежала на открытке, осталась. Вот какой интересный фокус получился!

Целый вечер друзья занимались фокусами, а потом придумали песенку:
Упрямые вещи на свете живут,
Ленивые вещи на свете живут,
Упрямые вещи на свете живут,
Инерцией это упрямство зовут.

В первом фокусе гирьку, которой может не оказаться под рукой, можно заменить любым другим тяжелым предметом, например молотком. Единственное условие для успешного выполнения этого фокуса — резкое движение руки при обрывании нитки. Кроме того, верхняя нитка, на которой висит гирька или молоток, сама по себе должна выдержать вес спокойно висящего груза и не оборваться под его тяжестью.

Лучше всего прежде, чем показывать этот опыт детям, прорепетировать его самому. В ходе такой репетиции вы легко определите необходимую толщину ниток и потренируете руку. Когда же этот опыт будут делать дети, следите за тем, чтобы они проделывали его с вытянутой рукой. Это необходимо для того, чтобы в случае неудачного опыта (если нитка все-таки оборвется) гиря не ударила ребенка по ноге.

Для второго опыта нужно взять сосновую реечку толщиной примерно 5 мм и палку для разламывания реечки толщиной 1—2 см. Толщина и ширина бумажных колечек могут быть любыми, так как и без них реечка сломается. Важно только, чтобы, как и в предыдущем опыте, колечки не порвались от веса реечки еще до того, как вы ударите по ней палкой. Ориентировочно вы можете сделать колечки из полоски шириной 1 см, вырезанной из обычного тетрадного листа бумаги. Учтите, что для успеха опыта нужен резкий удар.

Опыт с кирпичами на первый взгляд опасен. В действительности же не более опасен, чем предыдущие. Нужно только предусмотреть, чтобы случайный мелкий осколок кирпича не попал в глаза. Впрочем, обычно кирпич разбивают без осколков. Если вам или ребенку перед ударом трудно преодолеть ощущение, что будет больно, ударьте слегка, а потом, постепенно наращивая силу удара, убедитесь в том, что не только грецкий орех, но и второй кирпич можно разбить, не причинив руке боли. Между прочим, в старину этот опыт в цирках подавался довольно эффектно. На ковер ложился человек, на грудь ему ставили тяжелую наковальню. Второй человек что есть силы бил по ней кувалдой. В отличие от перепуганных зрителей цирка вы хорошо себе представляете, что этот опыт совершенно безопасен, если, конечно, «молотобоец» не промахнется мимо наковальни.

Последний опыт совсем прост.


по книге "Физика для малышей"
автор Л.Л. Сикорчук


Дизайн - Резников Артем