Игрушки, игры своими руками Для взрослых детей главная
новости
разделы
форум
магазин
о проекте
награды
ссылки
Рассылка "Subscribe.ru"

другие службы рассылок

 

НОВОЕ
Главная  Каталог  История игрушек   Выпуск 46  Бобровый хвост для потешной любимицы
Бобровый хвост для потешной любимицы

Самые первые кукольные наряды шили еще тогда, когда кукла не была куклой. То есть, для куклы-оберега. У бедняжки не было ни лица, ни фигуры, поэтому платье было основной деталью ее внешности и единственным украшением.


Шили кукольное платье не просто так, а со смыслом. Во-первых, там должен был обязательно присутствовать красный цвет — любимый цвет славян. Считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Платье делали целиком из кумача или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам.


Узор, которым украшали наряд, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил какое-нибудь магическое значение. И узор должен был оберегать человека. Слово «узор» и имело значение «призор», «надзор» — то есть «присмотр». Поэтому на кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и оленей — символ плодородия. Волнообразные линии — знаки воды, горизонтальные — знаки земли и вертикальные — знаки дерева, вечно живой природы.


Девочки и девушки, обшивая своих куколок, вкладывали в работу все свое умение и фантазию. Ведь по кукольному наряду судили о вкусах и способностях ее хозяйки.


Позже, когда стали делать куколок на продажу, появилась специальная профессия «кустарихи-одевальщицы». Мастера делали куклу и отдавали одевалыцицам. А уж те наряжали ее с головы до ног.


Дешевых куколок одевали «на клею», то есть без нитки и иголки, а только с помощью ножниц и клея. Просто вырезали на глаз платье из коленкора или ситца, а то и цветной либо «позолоченной» бумаги. А потом склеивали его прямо на кукле. Но при этом в фасоне платья обязательно соблюдалась мода. До сих пор по сохранившимся в музее Сергиева Посада куклам-скелеткам можно судить о костюмах романтического стиля 30- 40-х годов, а по «талиям» — 70-80-х годов прошлого столетия.


У дорогих «этнографических» кукол, то есть кукол в национальной русской одежде разных губерний, костюмы были самые настоящие. Они в точности копировали женские сарафаны, шушуны, паневы, душегрейки. Шили их без лекал, ведь народная одежда скроена просто — по прямой. А особая красота ее—в отделке. Отделка же была самой разнообразной: ленты, тесьма, позумент, канитель, блестки, бисер, нитки (краше и мулине разных цветов). Все это шло для узорного ткачества, многоцветной вышивки, золотого шитья, аппликаций и других видов оформления ткани. Маленькие бусы и пуговки для кукол делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник, и только лапоточки одевальщицы сами плели из липового мочала.


Самые дорогие куколки с фарфоровыми головками, в тщательно сшитых костюмах из парчи и шелка, украшенных бисером, золотыми и серебряными галунами, да еще затейливыми кружевами, теперь входят в музейные собрания России, Франции, Америки и других стран.


«Кустарихи-одевальщицы» наряжали куколку с головы до ног. Сначала шили и надевали на нее костюм. Потом аккуратно причесывали головку и прилаживали на нее головной убор: кокошник, платочек, кичку. Плели поясочек и подпоясывали. А в завершение обували. Работа эта была тонкая, требовала вкуса, знания, умения и терпения. Недаром, когда были созданы кукольные артели, название этой профессии зазвучало гордо — «Мастера по художественному оформлению кукол».


Были и другие куклы, сделанные на заказ или «выписанные» из других стран: Франции, Германии, Испании. Одежду для них шили уже не кустарихи-одевальщицы, а лучшие портные Постельной палаты в Кремле. Это были куклы для царских дочерей. В царских расходных книгах сохранились записи о закупках материалов на эти цели. Среди прочих дорогих материалов там упоминается «бобровый хвост для потешной куклы царевны». Должно быть, той кукле понадобилась зимняя шубка.


Сегодня мастера Москвы, Санкт-Петербурга, Углича, Богородского,Сергиева Посада и других современных центров народных промыслов стали возрождать виды старинных русских кукол. В магазинах сувениров и на различных выставках теперь можно увидеть и крестьянских тряпичных кукол, и кукол с фарфоровыми головками, одетых в исторические или этнографические костюмы.



©Игрушки
автор-составитель Н. Г. Юрина
Рубрики:
А вам слабо?А вам слабо?
Авторские мастер-классыАвторские мастер-классы
Вкусные игрушкиВкусные игрушки
Воскресная школаВоскресная школа
Детские игрыДетские игры
ИгротекаИгротека
Игрушечные новостиИгрушечные новости
Игры on-lineИгры on-line
И смех, и грехИ смех, и грех
История игрушекИстория игр и игрушек
Музей на столеМузей на столе
Обзор сайтов, товаров, игр и игрушекОбзор игромира
От теории к практикеОт теории к практике
Очумелые ручкиОчумелые ручки
Природный материалПриродный материал
Просто о сложномПросто о сложном
РаскраскиРаскраски
РемеслаРемесла
РукоделиеРукоделие
Справочный отделСправочный отдел
Страна развлеченийСтрана развлечений
Художественная школаХудожественная школа
Читальный залЧитальный зал

Реклама:
Фам. Автор Анастасия Резникова

Благодарность