А вам слабо?Оригинальные поделки
Авторские мастер-классыАвторские игрушки
Вкусные игрушкиВкусные игрушки
Воскресная школаРелигиозная тема
Детские игрыПодвижные игры
ИгротекаНастольные игры
Игрушечные новостиНовые игрушки
Игры on-lineИгры on-line
И смех, и грехСмешные игрушки
История игрушекИстория игрушек
Музей на столеМодели из бумаги
Обзор сайтов, товаров, игр и игрушекОбзор игромира
От теории к практикеФизические игрушки
Очумелые ручкиОчумелые ручки
Природный материалИз природного материала
Просто о сложномНаучные игрушки
РаскраскиРаскраски
РемеслаРемесла
РукоделиеРукоделие
Справочный отделСоветы
Страна развлеченийТехнические игрушки
Художественная школаТворческие поделки
Читальный залЧитаем детям
Поделки к праздникамПоделки к праздникам


Хит месяца

Домик из спичек

Домик из спичек

 Домик из спичек не потребует почти ничего, "кроме ловкости рук", немного усердия и нескольких часов свободного времени.

Активные темы форума

Светодиодный заменитель лампочки для швейной машины

Светодиодный заменитель лампочки для швейной машины

 В современных швейных машинах присутствует встроенная лампочка накаливания мощностью 10-15Вт и рассчитанная на напряжение 220В. Для таких мощностей сопротивление нити накаливания должно быть значительным, а значит и длина спирали накаливания больше чем у лампочек большей мощности.


Цветы из бумаги

Цветы из бумаги

 Роза из бумаги


Теневой театр из фонарика

Теневой театр из фонарика

 Вам, конечно, хорошо известен круглый карманный фонарик. А знаете ли вы, что с его помощью можно создать для малышей забавный теневой театр, успех которого во многом будет зависеть от ваших способностей.


Строим космические корабли

Строим космические корабли

 Обычная чертежная бумага — прекрасный материал для начинающего конструктора. Конусы, цилиндры, призмы, пирамиды, смонтированные вместе, плюс ваша фантазия... и перед вами макет космического корабля будущего.

другие темы форума

другие темы из архива форума

Рассылки
Подписаться на рассылки
Словарь игр и игрушек
А Б В Г
Д Е Ё Ж
З И Й К
Л М Н О
П Р С Т
У Ф Х Ц
Ч Ш Щ Ы
Э Ю Я
Архивы выпусков
2012 2011 2010
2009 2008 2007
2006 2005 2004
Реклама
История игрушек История игрушек Выпуск 61 Игры детей хантов от 1,5 до 6 лет
Те, кто думают, что механические игрушки - изобретение новейших времен, сильно ошибаются. Такими игрушками забавлялись еще в античные времена.

Игры детей хантов от 1,5 до 6 лет


Остяцкие ребятишки. Литография Для игр этой возрастной группы хантов характерны некоторые особенности. В первую очередь это то, что руководство и обучение играм осуществлялось в целом старшими (родителями, дедушками, бабушками, старшими братьями и сестрами), которые, кроме того, что изготавливали детям игрушки, часто сами принимали участие в различных игровых эпизодах. Как отмечает А.Г. Базанов, большинство игр детей этого возраста носит подражательный характер и не имеет правил.

Так в возрасте от 1,5 до 3 лет игры способствовали развитию навыков лазанья, ходьбы, бега, а также других движений. С помощью игр с игрушками дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт.

В возрасте от 3 до 6 лет, следуя опыту народной педагогики, ханты готовили детей к производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой, способствовали осознанию своего пола. В этот период у девочек появляются игры и игрушки, приучающие их к труду женщины-хозяйки, будущей матери, – это куклы (акань) из дерева, ланк акань – из беличьих хвостов косточек, ваз акань – из утиного клюва, маленькие люльки, маленькие чумы (ай–хот), отдельные части одежды, блюда, ложки, кузовки, игольницы, коробочки со швейными принадлежностями. Мальчики играли луком и стрелами, маленькими лодками, нартами, моделями капканов и ловушек, частями рыболовецких сетей, снаряжением для оленьей и собачьей упряжек из кожи, сукна, тряпочек.

Так, например, одну из игр способствующих овладению детьми хантов навыками, необходимыми в оленеводстве, при перекочевках, наблюдала З.П. Соколова. Она называлась “Запрягают оленей” (“Уля онг этын”). В этой игре дети с помощью набора деревянных палочек изображали различные эпизоды кочевой жизни оленевода.

Другую игру, связанную с рыбным промыслом, описывает А. Рейнсон-Правдин. Она была распространена среди детей казымских хантов и называлась там “Рыбья вязка” (“Худь вязка”). Играли в нее в летнее время на берегу реки девочки и мальчики.

В процессе этой игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки взрослыми пойманной рыбы. Дети заменяли рыбу древесными гнилушками, “ловили” ее, связывали в связки, развешивали для сушки и т.д.

Педагогическое значение игры: игра способствовала обучению знаниям, навыкам, необходимым рыбаку; воспитанию волевых качеств самостоятельности, настойчивости, инициативности.

Дети сургутских хантов с удовольствием играли в такую самобытную игру как “Рыбьи кости” (“Сорт ух”). Проводилась она в любое время года (в помещении или на улице). Обычно после того, как сварится щука, ее голову разбирали на части-косточки, которые очищали и высушивали.

Куклы детей хантов. Фотография М.Г. Фарафонтова, 2002. Куклы детей хантов. Фотография М.Г. Фарафонтова, 2002.

Дети играли высушенными косточками головы щуки. Всего их было 16 штук, и каждая имела свое название. Вот как они назывались: “Нож в ножнах” – две косточки, “Женщина с ношей” – две косточки, “Ворон с добычей” – две косточки, “Кукушка” – две косточки, “Ноготь невесты” – одна косточка, “Полозья саней” – две косточки, “Расколотая лопата” – две косточки, “Лодка сказочника” – одна косточка, “Копыта лося” – одна косточка, “Весло” – одна косточка. Играя с ними, дети фантазировали, изображая косточками то лодку, то сани и т.д.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию фантазии, воображения; обучению навыкам, необходимым рыбаку.

Не ошибемся, если скажем, что самой любимой и распространенной игрой у хантыйских мальчиков была игра со стрельбой из лука. Например, у сургутских хантов бытовала “Игра с луком и стрелами” (“Ланкэн явэл хэн”). Игра проводилась на полянке возле домов. Участвовали в игре только мальчики. У каждого участника были свои луки и стрелы. Луки изготавливали детям родители из кедра или сосны. Длина лука 50–60 см. Форма древка прямоугольная со сторонами 2 см и 2,5–3 см. Древко имело небольшой изгиб. Тетиву изготавливали из оленьих жил или простой веревочки.

Как протекала игра? Обычно игроки находили дерево с широкой кроной (чаще это была сосна). Один из игроков стрелял в ее ветки так, чтобы стрела в них застряла. После этого остальные участники по очереди старались выстрелами сбить ее на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелку.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы рук, ловкости, глазомера; воспитанию выдержки и настойчивости; обучению навыкам охотника.

Среди девочек сургутских хантов были распространены игры, направленные на овладение ими навыками ведения домашнего хозяйства. Одна из них – “Очаг” (“Рат хар”). Играли в нее в летнее время возле реки на песке. Участвовало в игре обычно 2–3 человека. Для игры использовались палочки, веточки, шишки, песок.

Каждая девочка изготавливала и устанавливала рогатки для своего “костра”, перекладину из веточек. “Котел” или “чайник” делали из сосновых шишек, дужку для “котла” – из тонкой веточки рябины, березы или багульника. Девочки “варили” в “котле” “мясо”, “чай”. При приезде “гостей” они изображали, что достают пищу, угощают гостей, накрывают на стол и т.д.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию подвижности кисти, точности движений; воспитанию самостоятельности, инициативности, настойчивости; обучению навыкам ведения домашнего хозяйства.

Другая игра – “Игра в куклы” (“Пакилэли Анки–Ати”). Играли в нее в любое время года девочки, обычно 2–3 человека. Куклы для игры изготовлялись из тряпок.

Девочки делали из коры осины игрушечные люльки, строили небольшие чумы из жердей, используя для покрытия старые халаты (саки). Внутри чума ставили постели, на которые укладывали “детей” (кукол), ставили “очаг”, делали “лепешки” из песка, ходили друг к другу в гости, разыгрывали семейные сценки и т.д.

Педагогическое значение игры: игра способствовала воспитанию самостоятельности, инициативности; обучению навыкам ухода за детьми; ведению домашнего хозяйства.



Красильников Валерий Павлович
Игры и состязания в традиционном физическом воспитании Хантов

Хит недели

Настольный смайлик

Настольный смайлик

 Весёлый смайлик на твоём столе будет всегда поднимать настроение.

Поделки к праздникам

Международный женский день
Международный женский день
8 марта

Международный день Новруз
Международный день Новруз
21-23 марта

поделки к другим праздникам

В мире игр и игрушек

Вездеход

Вездеход

  Так уж в жизни получается, что всегда чего-нибудь да не хватает. Еще лет 10… 15 назад было мало хороших, красивых игрушек и моделей.


Мастер-класс по мыловарению

Мастер-класс по мыловарению

 Многие из вас бывали в магазинчиках, где, вместо стандартных, безликих брусочков продается мыло с приятным запахом, например, клубники, или шоколада, приятной формы, например, кусочек "торта".


Маятник Обербека

Маятник Обербека

 Суть работы маятника в следующем. Сзади на нити свисает груз. Груз тянет блок. Шкив со стержнями и грузиками на концах начинает крутиться.

другие новости

Игрушки и сувениры
Восточный гороскоп
Коза (Овца)
2015
овца
Лошадь
2014
лошадь
Змея
2013
змея
Дракон
2012
дракон
Кролик (Кот)
2011
кролик
Тигр
2010
тигр
Бык (Вол)
2009
бык
Крыса
2008
крыса
Кабан (Свинья)
2007
свинья
Собака
2006
собака
Петух
2005
петух
Обезьяна
2004
обезьяна

© 2004 — 2016
Идея и реализация — Сергей Резников