А вам слабо?Оригинальные поделки
Авторские мастер-классыАвторские игрушки
Вкусные игрушкиВкусные игрушки
Воскресная школаРелигиозная тема
Детские игрыПодвижные игры
ИгротекаНастольные игры
Игрушечные новостиНовые игрушки
Игры on-lineИгры on-line
И смех, и грехСмешные игрушки
История игрушекИстория игрушек
Музей на столеМодели из бумаги
Обзор сайтов, товаров, игр и игрушекОбзор игромира
От теории к практикеФизические игрушки
Очумелые ручкиОчумелые ручки
Природный материалИз природного материала
Просто о сложномНаучные игрушки
РаскраскиРаскраски
РемеслаРемесла
РукоделиеРукоделие
Справочный отделСоветы
Страна развлеченийТехнические игрушки
Художественная школаТворческие поделки
Читальный залЧитаем детям
Поделки к праздникамПоделки к праздникам


Хит месяца

Домик из спичек

Домик из спичек

 Домик из спичек не потребует почти ничего, "кроме ловкости рук", немного усердия и нескольких часов свободного времени.

Активные темы форума

Самокат

Самокат

 Самокат устроен таким образом, что его ездоку совершенно не нужно проходить специальную подготовку, так как вся система равновесия осуществляется автоматически.


Ящик для мелких деталей

Ящик для мелких деталей

 Предлагаю систему хранения мелких радиодеталей в соответствии с их техническими характеристиками.


Поделки из прищепок

Поделки из прищепок

 з деревянных прищепок можно сделать много интересного и полезного.


Поделки из банок

Поделки из банок

 Поделки из банок

другие темы форума

другие темы из архива форума

Рассылки
Подписаться на рассылки
Словарь игр и игрушек
А Б В Г
Д Е Ё Ж
З И Й К
Л М Н О
П Р С Т
У Ф Х Ц
Ч Ш Щ Ы
Э Ю Я
Архивы выпусков
2012 2011 2010
2009 2008 2007
2006 2005 2004
Реклама
История игрушек История игрушек Игры подростков хантов от 10 до 14 лет
Хантыйские дети в возрастном периоде от 10 до 14 лет уже начинали самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогали старшим братьям и отцу в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры все чаще имели промысловую направленность, готовили к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствовали воспитанию физических и волевых качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем.

Игры подростков хантов от 10 до 14 лет

Хантыйские дети в этом возрастном периоде уже начинали самостоятельно охотиться на водоплавающую дичь, помогали старшим братьям и отцу в изготовлении ловушек и прочего охотничьего снаряжения. В связи с этим их игры все чаще имели промысловую направленность, готовили к суровым условиям кочевого и полукочевого образа жизни, способствовали воспитанию физических и волевых качеств, специальных двигательных навыков, необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем. Наши исследования показали, что у детей хантов в этом возрастном периоде так же, как и в предыдущем, большой популярностью пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями. Так, например, в пос. Ванзеват (обские ханты) у детей бытовала игра “Кто из нас быстрее?” (“Мада у тэв пасты?”). В ней принимали участие мальчики и девочки. Играли в летнее время на берегу реки или на дороге. Обычно в игре участвовали от шести до восьми человек. Для игры изготавливали две палочки из тальника длиной 50 см, диаметром 1–2 см. В начале игры проводили линию старта на песке (земле) и в 50 м от нее клали камень. Игроки делились на две команды так, чтобы в каждой команде было равное количество игроков. Затем они строились в две колонны на расстоянии одного метра друг от друга, одна колонна параллельно другой. Передние игроки стояли рядом со стартовой линией и держали в руках палочки.

По команде судьи или по договоренности между собой первая пара игроков убегала вперед к камню, обегала его и возвращалась назад, передавая палочку следующим по очереди игрокам в своих командах. Таким же образом задание выполняла следующая пара и т.д. Игрок, выполнивший задание, становился в конец своей колонны. Как только последний игрок преодолевал дистанцию бега и передавал палочку следующему игроку, тот должен был поднять палочку вверх, чтобы судья увидел, что команда закончила игру. Команда, которая быстрее выполняла задание, становилась победителем в этой игре.

Другую игру с бегом мы записали в пос. Угут (сургутские ханты). Она носила здесь название “Догонялки” (“Пэнкинат”). Игра проводилась в летнее и зимнее время на полянках возле домов. Участвовали в ней мальчики и девочки. Количество игроков не ограничивалось. Перед игрой обговаривалась игровая зона (ее границы). С помощью считалки “Тьэкэли–пукэли. Талу пева. Вотэнкэси. Кутэнкэси. Тетярина–мутярина. Телан–Тюк!” выбирали водящего, он должен был догнать любого из участвующих в игре и коснуться его рукой. Игроки старались убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догнал и коснулся рукой игрока, то этот участник становился водящим, а бывший водящий – полевым игроком. В конце игры определяли лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.

У сургутских хантов (пос. Тром-Аган) была популярна игра “Оленья упряжка” (“Вэли кёр”). Она проводилась весной на снежном насте, иногда играли и летом. Участвовали в игре мальчики и девочки в количестве шести–восьми человек. Для игры отбирали наиболее ветвистые сучья деревьев (похожие на оленьи рога), и каждый игрок клал их рядом с собой на стартовую линию. От этой линии отмерялось расстояние 200–300 м вперед, где соответственно проводилась линия финиша. Финишем также могли служить дерево или камень.

По команде судьи или кого-либо из болельщиков (игроков) все участники хватали свои ветки (“оленьи рога”), поднимали их над головой и бежали так до финиша. Побеждал тот игрок, который прибегал первым и во время бега красиво держал “оленьи рога”, над собой.

С большим удовольствием дети хантов юрт Цынганиных (сургутские ханты) играли в игру “Деревянная нога” (“Юх кур”). Игра проводилась летом на дороге или на берегу реки. В ней участвовали от пяти до десяти мальчиков. Каждый игрок изготавливал себе ходули. Ходули делали из достаточно толстых веток березы, черемухи длиной до 2 м и толщиной 5–8 см. На расстоянии 50 см от основания жердей (ходулей) оставляли ветки-отростки, для того чтобы, отпилив их, можно было упираться в сучки ступнями ног. Кору с жердей снимали, а поверхность очищали от неровностей.

Все игроки становились на ходули, удерживаясь руками за верхнюю часть ходулей, и располагались у стартовой линии. По команде старшего или одного из игроков они должны были пройти, пробежать определенное расстояние как можно быстрее. Тот игрок, который проходил, пробегал все расстояние быстрее всех или уходил дальше всех, становился победителем. Тот, кто срывался с ходуль и касался ногами земли, выбывал из игры.

Популярностью у хантыйских детей этого возраста пользовались и игры с разнообразными прыжками. Так, у хантов юрт Каюковых дети играли в игру “Прыжки в высоту” (“Неверты охрнам”). Играли в нее в летнее время на ровных площадках. Количество участников – произвольное. Для прыжков специально подготавливали место, затем втыкали или вбивали в песок (землю) палку длиной примерно 1,5–2 м., привязывали к ней веревку, другой конец которой держал судья или кто-то из старших. Веревку первоначально привязывали на доступную высоту для ее преодоления всеми участниками игры. Игроки заранее договаривались, на какую высоту они будут поднимать веревку после каждой попытки.

Один из участников (очередной) подходил к веревке, становился напротив нее, слегка приседал и затем, разогнув ноги в коленях с одновременным взмахом двумя руками вверх, перепрыгивал через веревку. Если игрок задевал веревку какой-либо частью тела, то он выбывал из игры. После того, как игроки выполнили по одной попытке на определенной высоте, судья поднимал веревку выше, и состязания в прыжках продолжались. Победителем становился тот игрок, которому удавалось преодолеть большую высоту, чем другим участникам игры.

В другом варианте игры игроки перепрыгивали через веревку с разбега (примерно с 10–15 м), отталкиваясь при этом обязательно двумя ногами.

Здесь же (юрты Каюковы) дети играли в игру под названием “Прыжки в длину с места” (“Неверты”). Играли в нее в любое время года: летом – на песке или на мягком грунте, зимой – на снегу. Количество игроков – произвольное. Обычно участники договаривались о том, сколько они будут совершать попыток – 2, 3, 5. В зачет шла только одна лучшая попытка. Прыжок или серию попыток игроки выполняли по очереди.

На земле (снегу) проводили стартовую линию, от которой совершались прыжки. Участник становился перед этой линией, не заступая за нее, принимал исходное положение (стоя на двух ногах, ступни ног при этом должны быть вместе). После этого он слегка сгибал ноги в коленях, как бы приседая, при этом делал взмах руками назад, отталкивался и совершал прыжок вперед, приземляясь на сомкнутые ступни ног. Длина прыжка замерялась по пяткам. Победителем становился тот игрок, который прыгал дальше всех. Если прыгун во время приземления не мог одновременно коснуться земли двумя сомкнутыми ногами (ступнями), сдвигал при приземлении ступни или падал, то прыжок не засчитывался.

У ваховских хантов мы записали игру “Прыжки через нарты” (“Ликэрьэтлоки–рюхли”). Играли в нее в зимнее время возле домов. Количество игроков не ограничивалось. Ставили нарты длиной 2,5 м, шириной 1–1,5 м, высотой 50–60 см. Один из игроков вставал лицом к нартам (в непосредственной близости от них) и, оттолкнувшись двумя ногами с одновременным взмахом двумя руками вверх, перепрыгивал через нарты. Затем после приземления на две ноги одновременно он без задержки поворачивался прыжком на 180? и перепрыгивал через нарты обратно и т.д. Тот, кто больше совершал прыжков, не нарушая правил, становился победителем.

Казымские ханты состязались в прыжках сразу через 5–7 нарт, которые расставлялись на расстоянии 60 см друг от друга. По правилам соревнований, существовавших у них, задерживаться при приземлении было нельзя, как нельзя было, и касаться нарт какой–либо частью тела. Эта игра у казымцев называлась “Эхалэлты наварты”.

Подобная игра была распространена и у шурышкарских хантов под названием “Угл–наурты”.

В с. Русскинская (сургутские ханты) дети любили играть в игру под названием "Заячьи следы" (“Чэвер лэк”). Игра проводилась в любое время года: летом – на песке, зимой – на снегу. Количество участников – произвольное. Дистанцию для прыжков определяли перед игрой по договоренности между участниками.

Заячьи следы
Игра “Заячьи следы”

Перед игрой на снегу или песке делали отметки, обозначающие “следы зайца”, расстояние между которыми устанавливалось в зависимости от пола, возраста играющих, их физической подготовленности. Один из игроков становился в первый “след зайца”, т.е. принимал исходное положение (стоя, ноги врозь), отталкивался двумя ногами, стараясь при этом точно приземлиться в следующий “след”, но уже на одну ногу. Далее, отталкивался этой ногой, приземлялся на две ноги в следующий “след” и т.д. Таким способом и в таком порядке приземления игрок должен был преодолеть все расстояние, стараясь точно попасть в “след зайца”. После того, как первый участник преодолевал всю дистанцию, в игру вступал следующий игрок. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по “следам зайца”.

Часто игра усложнялась и продолжалась дальше – увеличивалось расстояние между “следами”, изменялось их направление (таким образом “следы зайца” запутывались) и т.д. Расположение “следов” зависело от фантазии участников игры.

В этом возрастном периоде в играх с метанием существенно усложняются правила, содержание, инвентарь и целевые установки игры, возрастает нагрузка на организм детей. Одну из таких игр мы записали в пос. Ванзеват (казымские ханты). Она называется “Лунка” (“Айлот хира”). Играли в нее в любое время года мальчики и девочки. Зимой играли на льду, летом – на ровных утоптанных площадках возле домов. В игре участвовали от восьми до десяти человек. На льду (земле) чертили круг диаметром 10 м и более (это зависело от количества игроков). В центре круга делали лунку диаметром 20 см, глубиной 10 см. Каждый игрок имел палку с изогнутым концом, длина которой была 1 м 25 см, диаметр 2,5 см. Обычно палку изготавливали из березы. Для игры также изготавливали кубик (из любого дерева) со стороной, равной 8 см. Все эти предметы тщательно зачищались от неровностей. Затем игроки становились вдоль круга (снаружи) и каждый делал для себя во льду (земле) небольшую лунку диаметром 15 см, глубиной 5–10 см. Предварительно по договоренности между собой или по жребию игроки выбирали водящего. Затем игроки занимали свои места вдоль круга возле лунок, втыкая свои палки в них.

После сигнала (голосом), водящий старался ударом палки по кубику закатить его в лунку в центре круга или катал кубик вокруг круга, ожидая момента, когда кто-то из игроков даст ему возможность беспрепятственно послать кубик в центральную лунку. Игроки же старались отбить кубик палками, но в то же время они не должны были долго оставлять свои лунки свободными, так как если водящий втыкал свою палку в лунку зазевавшегося игрока, то заменял его, а этот игрок становился водящим. В случае, если водящему удавалось закатить кубик в центральную лунку, игрок, в непосредственной близости от которого проскакивал кубик, становился водящим, а водящий занимал его место. Лучшим признавался игрок, которому чаще других удавалось закатить кубик в центральную лунку.

Большой популярностью у детей сургутских хантов пользовалась игра “Выбей чурочку” (“Лаки чокли”).* В эту игру играли летом и зимой на ровных утоптанных площадках. Количество участников не ограничивалось, но играли только мальчики.

Для игры требовалась доска длиной 2 м, шириной 15 см и толщиной 3 см; чурочка диаметром примерно 3 см, длиной 6–7 см; чурбачок длиной с ширину доски и диаметром 15–20 см. Каждый игрок имел палку длиной 80–100 см и диаметром 3 см. Обычно все эти предметы изготавливались из сосны или кедра, тщательно зачищались от сучьев и ошкуривались. Доску клали одним концом на чурбачок и на нее ставили чурочку (чокли). Другой конец доски лежал на земле. Край доски с чурочкой упирался в квадрат, начерченый на земле, площадью 2 х 2 м – так называемый “домик”. На расстоянии 3 м от края доски, лежащей на земле, проводили двухметровую линию, называемую “выручалка”. Возле нее становился игрок, который в случае, если никто из игроков не смог сбить чурочку, вступал в игру. Основные броски выполнялись с линии, параллельной линии “выручалка”, но в 3 м от нее.

Выбей чурочку
Игра “Выбей чурочку”

Перед началом игры, поочередно с одного и того же места, игроки бросали палки двумя руками через голову назад. Тот, у кого палка улетала дальше остальных, первым выполнял бросок по чурочке. Игрок, второй по дальности метания палки, становился возле линии “выручалка”, а игрок, у которого палка упала ближе всех, становился сбоку в 2–3 м от “домика” и назывался галящим. Палку необходимо было бросать с основной линии так, чтобы ею можно было выбить чурочку за “домик” и, быстро подняв свою палку, опередив галящего, коснуться ею доски. Галящий должен был быстро подобрать чурочку и коснуться ею доски. Если чурочка падала в “домик”, игрок, производивший бросок, становился галящим. В том случае, когда игрок, бросавший палку с основной линии, явно не успевал схватить ее после броска, его мог выручить игрок с линии “выручалка”. Этот игрок бросал палку с линии “выручалка” по чурочке, стараясь сбить ее, и тогда, когда никто из бросавших игроков не мог этого сделать. Тот, кто в процессе игры выбивал чурочку за “домик»” три раза подряд, становился на линию “выручалка”, а игрок с этой линии уходил на линии бросков. В ситуации, когда никто не смог попасть в чурочку, галящий брал чурочку, делал три шага к упавшим палкам, плевал в их сторону и становился на место плевка. Затем он бросал чурочку в любую из лежащих палок: если он попадал в одну из них, то хозяин этой палки становился галящим, при промахе – оставался галяшим бросавший чурочку, а игроки поднимали свои палки, и игра продолжалась дальше. Если галящий играл не в полную силу или уставал (уже не мог бегать), то его укладывали спиной на палки и катали по ним в наказание за плохую игру. Лучшим признавался игрок, который точнее выполнял броски и ни разу не был водящим.

Аналогичная игра в пос. Казым (казымские ханты) носила название “Ат лавалты сёл”. Но здесь существовали некоторые особенности в содержании игры. Так, например, вместо квадрата – “домика” – игроки выкапывали у дальнего края доски небольшую ямочку.

В пос. Казым Белоярского района играли в другую игру с метаниями палок в цель. Ее называли “Городки” (“Юх сёлн юнты манлуман”). Играли в летнее время на ровных площадках только мальчики. Количество игроков не ограничивалось и зависело от количества палок для метания. Для игры изготавливали палки (сюлы) по пять штук каждому из игроков. Длина палки 50 см, диаметр 2–3 см. Затем изготавливали десять чурочек (сел) длиной 15 см, диаметром 2–3 см. Они могли быть и четырехгранными. Весь инвентарь изготавливался из сосны и тщательно зачищался. На площадке также чертили на расстоянии 25–30 м друг от друга два квадрата со стороной 1–1,6 м. Между этими квадратами в середине площадки проводили центральную линию. На стороне квадрата, которая была ближе к центральной линии, каждая команда устанавливала чурочки на равном расстоянии друг от друга в линию. По жребию одна из команд начинала броски первой.

Один из игроков вставал в непосредственной близости от линии своего квадрата и выполнял бросок по чурочкам противоположной команды. Если ему удавалось выбить хотя бы одну чурочку за квадрат, то вся команда подходила вместе с ним к центральной линии, и уже с меньшего расстояния этот игрок продолжал броски до тех пор, пока не промахивался. После этого в таком же порядке бросали все остальные игроки этой команды. Как только у игроков кончались все палки, в игру вступала противоположная команда. Побеждала та команда, которой удалось быстрее выбить все чурочки за квадрат соперников. Если после броска палка (сюлы) оставалась лежать в квадрате, ее также необходимо было выбить оттуда.

Среди детей сургутских хантов была распространена игра “Игра кольцом” (“Корки ёмюни”). Проводилась она в летнее время. Участвовали в игре мальчики и девочки. Количество игроков не ограничивалось, но игра носила командный характер и поэтому численный состав каждой команды должен был быть одинаковым. Для игры требовалось кольцо диаметром примерно 80–100 см, которое изготавливалось из ветки черемухи, толщина которой была примерно 1–2 см. У каждого из игроков в руках была палка длиной 120–140 см и толщиной 2,5–3 см.

Команды располагались на расстоянии 20–25 м друг от друга. Игра начиналась следующим образом: игрок одной из команд брал кольцо в руку и, замахнувшись назад, бросал его в сторону соперников так, чтобы оно покатилось с большой скоростью и как можно дальше. Игроки противоположной команды, в сторону которой было брошено кольцо, старались поймать его на палки. Если им удавалось это сделать, они оставались на своем месте и бросали его обратно таким же образом. В том случае, если им не удавалось поймать кольцо и оно прокатывалось мимо них, они отступали назад, на место его падения, а бросавшая команда продвигалась вперед на такое же расстояние. Побеждала команда, наиболее удачно ловившая кольцо, а также заставившая своего соперника отступить назад от своей линии как можно дальше.

В юртах Кочевых (сургутские ханты) дети любили играть в игру “Метание камней” (“Кав лякта”). Играли только мальчики в летнее время на берегу реки. Количество игроков не ограничивалось. Игроки подыскивали камни диаметром 15–20 см и складывали их в кучку.

Участники игры складывали поясные ремни в два раза и помещали в образовавшуюся при этом петлю камни, затем, размахнувшись, сильно посылали ремень вперед так, чтобы камень, вылетев из петли, улетел как можно дальше к другому берегу реки. Лучшим считался игрок, камень которого оказывался на другом берегу реки или как можно ближе к противоположному берегу.

В юртах Рыскиных (сургутские ханты) дети играли в подобную игру с метанием камней и кружочков из коры, но более маленьких по размеру. Эту игру они называли “Кар тякти”. Игра проводилась в теплое время на берегу реки или озера. Обычно играли в нее мальчики, но иногда подключались и девочки. Количество игроков не ограничивалось. Для бросков подбирались плоские камешки диаметром 5–6 см, толщиной 0,5–1,0 см. Иногда из коры любого дерева вырезали кружочки диаметром 6–7 см, толщиной 0,5–1,0 см.

Игрок брал камешек или кружочек тремя пальцами и бросал его по поверхности воды так, чтобы он слегка подскакивал по ней. Другие участники обычно подсчитывали количество касаний камешком поверхности воды. Броски производились по одному в порядке очередности. Победителем становился тот, кто имел большее количество касаний.

Несомненно, большую часть игровой деятельности детей хантов в этом возрастном периоде занимали игры с промысловой направленностью – игры охотника, рыбака, оленевода. Так, в с. Русскинская (сургутские ханты) дети играли в игру “Стрельба из лука в цель” (“Ланк йавэтта”). Проводилась она в любое время года. В игре участвовали только мальчики. Количество игроков не ограничивалось. Стрельба в цель производилась из самодельных луков, соответствующих возрасту игроков. Количество выстрелов обговаривалось заранее.

Перед стрельбой на земле или на снегу проводилась линия, от которой игроки производили выстрелы. От нее на расстоянии 10–20 м (оно зависело от возраста участников игры: чем он меньше, тем меньше расстояние) ставилось любое количество мишеней, например 3 или 5. Очередной игрок подходил к линии стрельбы и делал определенное количество выстрелов. Тот, кто поражал большее количество мишеней и делал это более точно (ближе к центру), становился победителем.

Говоря об играх, связанных с охотничьим промыслом, нельзя не отметить оригинальную традиционную игру хантов со стрелой. Эту игру казымские ханты называли “Стрела” (“Лап нёл”).

Стрела
Игрушка “Стрела”. Фотография М.Г. Фарафонтова, 2002.

Играли в нее только мальчики в летнее время на берегу реки или на больших полянах. Для игры изготавливали стрелу длиной 35 см, диаметром 1–1,5 см в средней части. Один из концов стрелы был заостренным, другой имел форму лопатки шириной 3–4 см, толщиной 0,5 см с сужением в конце до 1–2 см. На месте центра тяжести стрелы вырезали зарубку для того чтобы можно было зацепить за нее веревочку, длина которой была 50–60 см. Веревочка была привязана к гибкому прутику, изготовленному из тальниковой палочки длиной 70–80 см, диаметром 1–2 см. Стрелу изготавливали из ели, сосны, кедра, растущих на открытых местах.

Игроки вставали на расстоянии 50 м друг от друга и поочередно метали стрелы друг другу следующим образом. Игрок брал прутик в правую руку (веревочку предварительно цепляли одним концом за зарубку на стреле), а левой рукой удерживал стрелу за лопатку. Затем отпускал стрелу резким захлестывающим движением прутика с веревочкой правой рукой в сторону партнера и отступал на место падения стрелы, а игрок, который бросал стрелу, подходил к нему на расстояние, на которое он отступал. В случае, если стрела не долетала до игрока, то этот игрок подходил к ней и метал стрелу уже с этого расстояния, а игрок напротив отступал назад соответственно на это же расстояние. Победителем считался игрок, которому удавалось как можно дальше оттеснить игрока от исходной позиции.

В другом варианте этой игры игроки метали стрелы на дальность, стараясь перебросить свои стрелы на другой берег.

Подобная игра была распространена и у русских в Пермской губернии под названием “Стрелка” [76]. В связи с этим можно предположить, что эта игра, видимо, была завезена к хантам русскими переселенцами.

Важное место в процессе подготовки будущих охотников занимала игра в метании палки-копья по насту. В этой игре, кроме проявления физических качеств, от детей требовалось еще и умение искусно изготовить палку-копье, которое должно было быть до определенной степени легким и в то же время прочным.

Сургутские ханты называли эту игру “Броски копья” (“Ланьт ылпия такта”). Играли в эту игру зимой на дороге. В игре могли принимать участие и девочки, но чаще в эту игру играли мальчики. Количество игроков – произвольное. Для игры требовалось “копье”, которое изготавливали заранее из осины. Это палка длиной 120–130 см, толщиной 2 см, один из ее концов заострялся. Размеры палки-копья могли быть и меньше – с учетом возраста и роста играющих. Палку ошкуривали, зачищали от неровностей и намораживали на ней лед, опуская ее несколько раз в прорубь, после чего “копье” становилось гладким и скользким.

На снегу проводили линию, от которой все участники игры производили броски по очереди. Бросок производился так: игрок брал палку за ее середину хватом сверху, рука при этом была опущена вниз, выполнял замах назад и затем с силой посылал палку вперед так, чтобы она, упав плашмя на снег, заскользила по нему как можно дальше. Тот, кому удавалось бросить “копье” дальше, становился победителем.

Броски копья
Игра “Броски копья”

У детей казымских хантов эта игра носила название “Скользящая палка” (“Кулы юх”). Но казымцы играли в эту игру в оленьем загоне. Они брали копье не за середину, как сургутские ханты, а за конец и броском сбоку посылали палку-копье вперед по снегу.

“Скользящая палка” (“Ляктэ–юх”) называли подобную игру дети ваховских хантов. Они играли в нее на дороге, тропинке, слегка запорошенных снегом.

У хантов и ненцев, проживающих в пос. Варьеган, эта игра носила командный характер. Играли две команды по 2–3 человека. Каждая команда чертила для себя линии на расстоянии 30–40 м одна от другой. Игра начиналась по жребию или по договоренности между игроками. Одна из команд начинала выполнять броски в сторону команды напротив. Если после броска команда противника не смогла остановить скользящую палку-копье, то ей приходилось отступать до того места, где она останавливалась, а другая команда подходила на это расстояние к соперникам. В случае, если копье останавливалось раньше границы противоположной команды, команда, перед которой оно остановилось, подходила к копью, а другая команда опять же отступала назад на это расстояние. Побеждала команда, которой удалось оттеснить команду соперников как можно дальше от исходных позиций.

Подобная игра была распространена у коми-зырян в пос. Саран-Пауль Березовского района под названием “Ползунки” (“Уечан”).

Необходимо отметить, что подобные игры были популярными у русских (“Шнырялка”) [76], у индейцев Северной Америки (“Снежная змея”), у аборигенов Австралии (“Вит–Вит”) [123].

Очень часто ханты для ловли крупной рыбы использовали такой рыболовный снаряд как острога. Чтобы эффективно пользоваться им на рыбном промысле, необходима была специальная предварительная подготовка с детского возраста. Прекрасным средством подготовки детей к рыбному промыслу с помощью остроги служила такая самобытная игра, как “Кольца” (“Кусы”), которая пользовалась большой популярностью среди шурышкарских хантов. Играли в нее только мальчики. Место для игры – берег реки. Количество игроков – от восьми до десяти человек. Играющие делились на две команды и располагались на расстоянии 20–30 м одна от другой. У всех игроков в руках были копья-палки длиной 1,5–2 м, диаметром 3–4 см, изготовленные из тальника. На конце палки-копья имелось “оперение” – опиленные сучки. Оперение палки-копья должно было в диаметре равняться диаметру кольца, в которое бросали палки–копья. Кольца изготавливали из гибкой тальниковой ветки диаметром 50 см, сечением ветки 1,5–2 см. Игроки располагались в двух колоннах напротив друг друга.

Игрок одной из команд становился лицом в сторону противоположной команды и бросал кольцо так, чтобы оно быстро покатилось вдоль игроков напротив. Игроки же противоположной команды старались броском палки-копья попасть в движущееся мимо их кольцо и тем самым остановить его. Если кому-то из игроков удавалось это сделать, то команда получала одно очко. Если же игроки не смогли остановить кольцо, то очко получала команда напротив. Затем команда, которая оборонялась, в свою очередь метала кольцо противоположной команде, и игроки этой команды теперь старались поразить кольцо. Побеждала команда, которой удавалось набрать наибольшее количество очков.

Не менее популярными среди детей хантов в этом возрастном периоде были игры, способствующие овладению навыками оленеводства. Так, в пос. Шурышкары бытовала игра под названием “Ловля хорея” (“Сув ёвлмиты”). В нее играли в любое время года мальчики и девочки. Для игры в землю втыкали хорей длиной 3 м. На расстоянии 10 м от него проводили линию, от которой игроки производили броски. У каждого из игроков в руках были тынзяны (арканы) длиной до 20 м, сплетенные из оленьей кожи.

Игроки поочередно подходили к линии и выполняли броски, стараясь набросить петлю тынзяна на хорей (шест для управления оленьей упряжкой). Если бросок был удачным, игрок подходил к хорею и снимал петлю, сматывая тынзян в два мотка. В случае промаха игрок просто сматывал тынзян, подтягивая его к себе. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то из игроков первым набирает десять попаданий – он и становился победителем.

Как и предыдущей возрастной группе дети хантов описываемого нами возраста с большим удовольствием занимались самобытными физическими упражнениями. Так, например, у казымских хантов бытовало интересное упражнение с палкой. Для его выполнения подбирали палку длиной 70 см, диаметром 2–3 см из любого дерева, но без сучков, шероховатостей. Выполняли это упражнение только девочки.

Игрок брал палку двумя руками за концы, наклонялся вперед, перешагивал через нее, затем проносил палку за спиной через голову в исходное положение.

В другом варианте игрок из исходного положения (палка в двух руках сбоку, внизу) должен был, перешагнув палку вправо (влево), перенести ее через сторону вверх в исходное положение.

Ряд интеллектуальных игр нам удалось записать у сургутских хантов. Одна из них называлась “Игра с веревочкой”. Играли в нее в любое время года мальчики и девочки. Играли обычно вдвоем. Для игры требовалась веревочка или толстая нитка длиной 1 м. Концы ее связывались и образовывалась петля.

Игра заключалась в том, чтобы совместными действиями сплести из веревочки различные фигуры: пилу, кисточки, журавлиные ноги и др.

Другая игра называлась “Игра с нитками” (“Сухум юнт”). Играли в нее обычно в плохую погоду в помещении мальчики и девочки. Количество игроков доходило до пяти – шести человек. Для игры были необходимы нитки из оленьих жил длиной 80–100 см или относительно тонкая тесьма. Концы нитки связывались.

Один из игроков одевал ниточную петлю между большим и указательным пальцами, между мизинцем и безымянным пальцем обеих рук и натягивал нить. Затем он большим пальцем правой руки (наружной частью) захватывал участок нити между указательным пальцем и мизинцем левой руки и подтягивал нитку на себя. Потом эту же операцию он проделывал большим пальцем левой руки. Второй игрок должен был снять нитку с руки первого игрока так, чтобы сохранить комбинацию, которую сделал первый игрок.

Несколько подражательных игр мы записали в Сургутском и Белоярском районах. Так, например, у хантов с. Русскинская (сургутские ханты) очень большой популярностью пользовалась игра под названием “Игра с палочками” (“Сохэл юх”). Для игры из сосны, березы, кедра, изготавливали 20 палочек круглой формы длиной 15 см, диаметром 0,5 см. Палочки тщательно зачищались от неровностей и шероховатостей.

Игрок брал 20 палочек, подбрасывал их вверх и ловил тыльной частью кисти. Пойманные таким образом палочки он подбрасывал заново вверх, не меняя положения кисти, и ловил их уже пальцами. Условие такое: нужно поймать пальцами нечетное количество палочек (1, 3, 5 и т.д.). Если игрок выполнял условия игры, он откладывал в сторону одну палочку и продолжал игру. В случае неудачи (поймано четное количество палочек) палочки переходили к очередному игроку. Когда у кого-нибудь из игроков оставалась одна последняя палочка, он должен был поймать ее мизинцем и безымянным пальцем. Победителем становился тот игрок, которому удалось первому набрать 20 палочек или собрать их большее количество, чем другим игрокам. Если за первый кон игры победитель не определялся, то в следующем коне каждому игроку засчитывалось количество палочек, пойманных ранее. После установления победителя подсчитывалось количество палочек, набранных каждым игроком. Игрок, имеющий меньшее количество палочек, получал наказание за плохую игру – “горячее”: определялась разница между количеством пойманных палочек каждым игроком и проигравшим; после этого каждый игрок бил по тыльной части кисти проигравшего палочкой столько раз, сколько составляла эта разница, т.е. число ударов равнялось числу разницы.

Игра с палочками
“Игра с палочками”

У детей казымских хантов большой популярностью пользовалась игра “Игра в камешки” (”Кев пул”). Проводилась она в любое время года на берегу реки или в помещении. В игре могло принимать участие неограниченное число игроков. Для игры собирали на берегу реки разноцветные камешки-галечки диаметром до 1 см. Их так же, как и палочки, хранили в берестяных коробочках или кожаных мешочках.

Игроки усаживались в круг. Один из них брал в горсть камешки, большое количество которых лежало перед каждым из игроков, подбрасывал их вверх и должен был поймать их тыльной стороной кисти, затем он вновь подбрасывал их вверх, но должен был поймать их уже пальцами. Затем он подсчитывал, сколько камешков у него осталось в руке после перебросов, и в игру вступал следующий игрок, который повторял то же самое. Побеждал тот игрок, которому удалось поймать большее число камешков.

В пос. Угут (сургутские ханты) нам удалось записать игру “Игра с иголкой” (“Лын–тыпнат”). Она проводилась среди мальчиков в любое время года: зимой – в доме, летом – на улице. Количество игроков – 3–5 человек. Для игры изготавливали палочку конусообразной формы длиной 6–7 см с диаметром верхнего края палочки 3 см, нижнего – 1,5–2 см. Палочка выстругивалась из любого дерева и зачищалась от неровностей. В узкий конец палочки в центре вбивали иголку (или нетолстый гвоздь) на глубину 0,5–1 см

Один из игроков брал палочку за ее широкий конец, другим концом, на котором была иголка, упирал ее в ноготь большого пальца другой руки. Затем, направляя и отпуская рукой палочку за ее верхний край, игрок подбрасывал ее большим пальцем так, чтобы она при падении воткнулась острым концом в землю (пол). При падении палочки другим (тупым) концом попытка считалась неудачной, и в игру вступал очередной игрок. При удачной попытке игрок продолжал игру уже указательным пальцем и т.д. При неудачной попытке игрок начинал игру в следующей попытке с того пальца, с которого потерпел неудачу. Победителем считался игрок, который удачно выполнил броски всеми пальцами обеих рук и первым закончил игру.

Интерес для нашей работы представляет и игра “Тось-чер-вой”, записанная И.Н. Шуховым у казымских хантов в начале XX в. [130]. Для игры требовались 14 фигурок зверей и птиц, изготовленных из дерева: солнце, луна, медведь, выдра, тетерев, лошадь, дьявол, корова, брус, легендарная птица “черыз–хопь–вой”, лисица, собака, олень и оселок. Фигурки имели отверстия посередине и были нанизаны на веревочку. Конец веревочки был укреплен в дощечку, концы которой имели прорези наподобие решетки.

Тось-чер-вой
Фигуры для игры “Тось-чер-вой”.

Игра проводилась так. Играющие становились в круг. Один из них, взяв в руку шпильку и раскачав дощечку на веревочке, подбрасывал ее вверх. После этого игрок должен был поймать ее шпилькой, попав в решетчатую прорезь дощечки; если ему удавалось это сделать, то он зарабатывал определенное количество очков (каждая фигурка означала определенное количество очков). В случае неудачи игра переходила к следующему и т.д.



Красильников Валерий Павлович
Игры и состязания в традиционном физическом воспитании Хантов

Хит недели

Необычные цветы в подарок

 Необычные цветы в подарок

 Этот оригинальный способ выполнения рисунков использовался еще нашими прадедами.

Поделки к праздникам

Международный день защиты детей
Международный день защиты детей
1 июня

День изобретателя и рационализатора
День изобретателя и рационализатора
30 июня

поделки к другим праздникам

В мире игр и игрушек

Робот из зубной щетки

Робот из зубной щетки

  Вот такого необычного и очень шустрого жучка вы можете сделать себе из зубной щетки, моторчика от телефонного вибратора и несколько батареек от часов или компьютера.


Игра “Доротка”

Игра “Доротка”

 Эту игру мы назвали так. потому что ее придумала Доротка Хожевская, ученица 1 класса. Игра прекрасно тренирует зрительную память.


Дрессированная мышка

Дрессированная мышка

 Хотите позабавить своего младшего братишку и его друзей необычной игрушкой? Выберите из его мягких зверюшек одну. Допустим, это будет мышка.

другие новости

Игрушки и сувениры
Восточный гороскоп
Коза (Овца)
2015
овца
Лошадь
2014
лошадь
Змея
2013
змея
Дракон
2012
дракон
Кролик (Кот)
2011
кролик
Тигр
2010
тигр
Бык (Вол)
2009
бык
Крыса
2008
крыса
Кабан (Свинья)
2007
свинья
Собака
2006
собака
Петух
2005
петух
Обезьяна
2004
обезьяна

© 2004 — 2016
Идея и реализация — Сергей Резников