А вам слабо?Оригинальные поделки
Авторские мастер-классыАвторские игрушки
Вкусные игрушкиВкусные игрушки
Воскресная школаРелигиозная тема
Детские игрыПодвижные игры
ИгротекаНастольные игры
Игрушечные новостиНовые игрушки
Игры on-lineИгры on-line
И смех, и грехСмешные игрушки
История игрушекИстория игрушек
Музей на столеМодели из бумаги
Обзор сайтов, товаров, игр и игрушекОбзор игромира
От теории к практикеФизические игрушки
Очумелые ручкиОчумелые ручки
Природный материалИз природного материала
Просто о сложномНаучные игрушки
РаскраскиРаскраски
РемеслаРемесла
РукоделиеРукоделие
Справочный отделСоветы
Страна развлеченийТехнические игрушки
Художественная школаТворческие поделки
Читальный залЧитаем детям
Поделки к праздникамПоделки к праздникам


Хит месяца

Домик из спичек

Домик из спичек

 Домик из спичек не потребует почти ничего, "кроме ловкости рук", немного усердия и нескольких часов свободного времени.

Активные темы форума

Самокат

Самокат

 Самокат устроен таким образом, что его ездоку совершенно не нужно проходить специальную подготовку, так как вся система равновесия осуществляется автоматически.


Ящик для мелких деталей

Ящик для мелких деталей

 Предлагаю систему хранения мелких радиодеталей в соответствии с их техническими характеристиками.


Поделки из прищепок

Поделки из прищепок

 з деревянных прищепок можно сделать много интересного и полезного.


Поделки из банок

Поделки из банок

 Поделки из банок

другие темы форума

другие темы из архива форума

Рассылки
Подписаться на рассылки
Словарь игр и игрушек
А Б В Г
Д Е Ё Ж
З И Й К
Л М Н О
П Р С Т
У Ф Х Ц
Ч Ш Щ Ы
Э Ю Я
Архивы выпусков
2012 2011 2010
2009 2008 2007
2006 2005 2004
Реклама
История игрушек История игрушек Игры детей хантов от 6 до 10 лет
Суровые жизненные условия Севера требовали чтобы уже с шести – семилетнего возраста дети развивали важнейшие физические качества и специфические двигательные навыки.

Игры детей хантов от 6 до 10 лет

Суровые жизненные условия Севера, трудная промысловая деятельность требовали от хантов, чтобы уже с шести – семилетнего возраста они активно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические двигательные навыки. С этого возрастного периода дети не только привлекались к хозяйственной помощи родителям, но и велось специальное обучение и воспитание их как будущих кормильцев семьи. В связи с тем, что охотнику преследующему зверя, приходилось проходить несколько десятков километров в день, оленеводу, собирающему стадо, пробегать по тундре не меньшее расстояние, следовало развивать необходимые для этого физические качества. Непосредственными средствами такого развития являлись разнообразные народные подвижные игры.

Несколько игр с бегом на скорость мы записали у информаторов Сургутского и Белоярского районов. Одна из таких игр бытовала у сургутских хантов под названием “Бег по медвежьи” (“Пупи нэвер”). Она проводилась в любое время года. В игре принимали участие только мальчики. Дистанция бега была произвольная и обговаривалась между участниками до начала игры. Перед игрой в начале и в конце дистанции проводились линии старта и финиша. Все участники располагались вдоль стартовой линии, принимая исходное положение: стоя на четвереньках. По команде судьи (голосом) начинался “бег по-медвежьи”, который выполнялся так: оттолкнувшись двумя руками, игроки подтягивали ноги к груди и приземлялись на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становился участник, “пробежавший” таким образом к финишу первым.

Был и другой вариант игры, когда дистанция не ограничивалась. Побеждал тот игрок, который “по–медвежьи” пробегал большее расстояние.

Большой популярностью среди детей хантов пользовались различные варианты игры в “Прятки”. Так, в с. Русскинская бытовала игра “Прятки” (“Канях янтэх”). Она проводилась зимой на снегу. Участвовали в игре девочки и мальчики. Количество игроков не ограничивалось. Перед игрой участники проделывали под большими сугробами ходы в разных направлениях с выходами наружу и определяли недалеко от этих ходов место водящего, например у дерева, камня и т.д. По желанию или по договоренности, иногда по жребию выбирался водящий, который занимал отведенное ему место, повернувшись спиной к играющим. Все участники игры разбегались и прятались в снеговых ходах. После предупреждающего сигнала голосом водящего, что он идет искать, водящий начинал искать спрятавшихся игроков. Обнаружив кого-либо, водящий осаливал (пятнал, ляпал), и после этого оба, кратчайшим путем, используя любые снежные лабиринты и выходы, старались как можно быстрее добежать до места, где первоначально стоял водящий (дерево, камень и т.д.) и коснуться его рукой. Так игра продолжалась до тех пор, пока водящий не обнаруживал и не осаливал всех игроков. Победителями становились игроки, сумевшие опередить водящего и первыми коснуться рукой предмета, у которого он ранее стоял. Последний проигравший водящему игрок становился новым водящим, и игра продолжалась дальше. Водящему разрешалось осалить сразу несколько игроков.

В другом варианте игры выбирался водящий, который располагался спиной к снеговым ходам у дерева (камня и т.д.), остальные игроки разбегались, прячась в ходах. Водящий по сигналу одного из игроков приступал к поиску спрятавшихся игроков, которые, проявляя находчивость, хитрость и смекалку, старались незаметно для водящего приблизиться по снеговым ходам к дереву (камню), пытаясь опередить друг друга. Игрок, первым успевший коснуться дерева (камня), становился победителем. Игра заканчивалась, когда водящий находил всех игроков. Спрятавшимся игрокам разрешалось вылезать из-под снежных ходов на любом участке площадки для игры. Иногда снежные ходы и выход наружу подходили прямо к месту водящего (дереву, камню), и достаточно было протянуть руку, чтобы коснуться дерева (камня) в тот момент, когда водящий приступал к поиску спрятавшихся игроков.

Подобная игра у сургутских хантов (пос. Угут) называлась “Прятки” (“Мант Кэча”), но играли в нее в помещении. Количество игроков-обычно от трех до шести человек. Перед игрой с помощью считалки выбирали водящего, который отворачивался лицом к стене. После предупреждающего сигнала голосом, он шел искать спрятавшихся игроков, которые прятались в одежде, под нарами, за чувалом и т.д. Задача водящего – найти всех игроков.

Информаторы из с. Русскинская (сургутские ханты) рассказали нам об игре “Салки под снегом”. Проводилась она зимой на снегу. Играли мальчики и девочки. Количество играющих-произвольное. Перед игрой участники делали ходы под снегом в различных направлениях и с выходом на игровую площадку. Площадка была довольно произвольных размеров, ограниченная предметами, расположенными на ней (деревьями, камнями, нартами и т.д.) .

По желанию или по договоренности выбирался водящий, задача которого осалить (заляпать) кого-либо из разбежавшихся по снежным ходам игроков. Игроки же, передвигались под снегом в различных направлениях, старались “убежать” от водящего, используя для этого и выходы наружу, на площадку. Игрок, которого поймал (осалил) водящий, также начинал ловить других участников. Игра прекращалась, когда были пойманы все игроки или по желанию всех играющих.

Игрокам разрешалось вылезать наружу из снежных ходов и передвигаться только в обговоренных пределах площадки.

Интересную народную игру “Кто быстрее” (“пасты нэ”) мы записали в пос. Пим (сургутские ханты). Она проводилась в любое время года. Участвовала в ней вся семья, как дети, так и взрослые. Тот, кому во время игры доставалась шейная часть позвоночника оленя, должен был тут же быстро разъединить ее позвонки ножом. Игрок, который первым замечал в руках кого-либо шейную часть, должен был быстро выбежать из дома, припрыгать на одной ноге вокруг него и вернуться обратно. Если обладатель кости не успевал ее к тому времени разделить, то ее в этом случае забирал игрок, который пропрыгал вокруг дома, а игрок, отдавший ему кость, должен был также выбежать из дома и пропрыгать вокруг него и т.д. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то из сидящих за столом не разъединял шейную часть. Он обычно и становился победителем.

Другую оригинальную игру с бегом мы записали в пос. Старый Аган (сургутские ханты). Она называлась там “Медведь и ягодники” (“Пупи панэ воньтье ях”). В игре участвовали мальчики и, девочки. Она обычно проводилась на песчаном берегу реки. Для игры чертили на песке игровую площадку, прямоугольной формы. Ее длина была равна 15 м, ширина 7–10 м. В центре проводили линию, разделяющую площадку на две половины. На одной половине площадки сидел “медведь” – водящий, которого выбирали с помощью считалки в начале игры. Дети – “ягодники” заходили на половину “медведя” и имитировали сбор ягод (собирали камешки, ракушки). “Медведь” неожиданно вскакивал и старался схватить кого-либо из игроков-“ягодников”, которые старались увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину площадки. Если ему (водящему) удавалось поймать кого-либо из игроков–“ягодников”, то этот игрок становился “медведем”- водящим, а водящий становился ягодником. Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садился на свое место (на своей половине площадки), а игроки подходили к нему и начинали “собирать ягоды”, и игра продолжалась вновь.

Обские ханты (с. Полноват) играли в игру под названием “Игра в перевесы” (“Айписнт юнт сюл”) (перевесы – снаряд для ловли уток, состоящий из сетей, натянутых между двумя жердями). Играли только девочки. Местом для игры являлась лесная полянка, просека, где устанавливались перевесы. Количество игроков не ограничивалось. В начале игры выбирали водящего, который садился между перевесами. Остальные игроки отходили от перевесов на небольшое расстояние (10–15 м) и брали в руки перья или крылышки уток.

По договоренности между игроками кто-то из них первым начинал двигаться в сторону перевеса при этом, подражая голосам кряканью уток, а также махал руками-“крыльями”. Его задачей было пробежать, проскочить мимо водящего между жердями перевеса. Водящий, в свою очередь, старался схватить “пролетающую утку” – игрока. Если ему удавалось это сделать, то игрок, которого поймали, становился водящим, а водящий уходил на его место. Затем по очереди в игру вступали остальные игроки, которые также старались проскочить между жердями перевеса так, чтобы их не поймал водящий. Лучшим признавался игрок, которому удалось несколько раз проскочить мимо водящего или ему удавалось это в течение всей игры.

В юртах Кыколевых (сургутские ханты) бытовала еще одна игра с бегом “Болотная женщина” (“Нерэм Ими”). В этой игре участвовали только девочки. Количество игроков-произвольное.

По желанию или считалке выбирался водящий – “Болотная женщина”. Ей завязывали глаза платком, затем поворачивали несколько раз вокруг себя. После этого все игроки разбегались в разные стороны. Водящая ходила по площадке или по дому и старалась схватить кого-либо из игроков, которые убегали и ловко увертывались от нее. Игроки могли и обманывать водящую, подставляя вместо себя свою одежду или другие предметы. Если игрок был пойман “Болотной женщиной”, то в этом случае он становился водящим. В конце игры определялись наиболее ловкие игроки как среди водящих, так и среди тех, кто не был пойман “Болотной женщиной”.

Большой интерес для нашего исследования имеют народные игры хантов с различными прыжками. Так, игра “Скачки на одной ноге” (“Эй кур нэвэр”), которая бытовала в пос. Русскинская (сургутские ханты) прекрасно развивала ловкость и координацию движений. Играли в нее в любое время года на мягком грунте. Количество участников не ограничивалось. Дистанция для прыжков была произвольная и зависела от возраста детей; о ней договаривались заранее.

Перед игрой участники проводили стартовую линию, от которой начинали скакать, а в конце дистанции – линию финиша, на которой определялся победитель. Иногда линию старта и финиша заменял какой-либо предмет (дерево, камень и т.д.), до которого выполнялись скачки. Все участники становились перед линией старта, принимали исходное положение: стоя на одной ноге. По команде судьи или кого-либо из участников игроки начинали скакать, стараясь преодолеть условленное расстояние. Тот, кому удавалось сделать это первым, и становился победителем. В игре существовало правило: скачки до конца дистанции выполнялись только на одной ноге (смена ног во время прыжков запрещалась).

Здесь же у детей большой популярностью пользовалась игра “Прыжки на двух ногах”. В нее играли в любое время года на мягком грунте. Игроки по договоренности определяли предмет, до которого они должны были прыгать (дерево, камень, пень и т.д.).

Все участники игры становились перед стартовой линией, принимая исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи или игрока они начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги. Игрок, достигший финиша таким способом первым, становился победителем.

Большое место среди самобытных народных игр хантов занимали игры с метанием различных предметов (мячей, палок, косточек, колец, дисков и т.д.) в цель или на дальность.

Например, у хантов юрт Каюковых Сургутского района была распространена игра “Броски палки вверх”, которая была своеобразным тренингом для добычи кедровых шишек. Играли в любое время года на ровном месте только мальчики, но иногда принимали участие и девочки. Каждый из участников имел свою палку (чаще она была из сосны) длиной 60 см, диаметром 5 см. Перед игрой игроки обговаривали заранее количество бросков каждым участником.

Бросающий становился на небольшом расстоянии от дерева, высота которого была 4–6 м и выше, и после небольшого замаха старался перебросить палку через дерево. Тот, кому из игроков удавалось это сделать, и становился победителем. Если победителями становились сразу несколько игроков, то они в этом случае выбирали другое дерево, повыше, и заново играя, выявляли сильнейшего между собой.

Оригинальная самобытная игра “Метание диска” (“Кар мах”) была любимой у детей юрт Цынганиных на реке Большой Юган. В этой игре принимали участие только мальчики. Каждый из игроков изготовлял себе палку из черемухи длиной 1 м. 20 см, диаметром 2 см, а также 20 березовых дисков, изготовленных из коры этого дерева. Диаметр дисков 15 см, толщина в средней части 0,5 см и по краям 0,1–0,2 см. Палка с одного конца расщеплялась, и в этот расщеп вставлялся диск.

Игрок брал палку за нерасщепленный конец в правую (левую) руку и после небольшого замаха назад, за счет сильного захлестывающего движения руки с палкой, выбрасывал диск из расщепленного конца палки. Игроки старались перебросить диски через реку. Выигрывал тот, кому удавалось наиболее часто это сделать.

Хантыйские дети, проживающие в районе реки Тром-Аган, играли в игру “Игра с диском” (“Корки мэнру санрам”). Играли обычно в сосновом бору. Для игры из дерева (лучше молодой сосны) выпиливали диски диаметром от 16 до 30 см, толщиной 1,5–2 см. Перед игрой расчищали площадку шириной 2 м, длиной 10–15 м, а также проводили линию на земле, от которой в дальнейшем производились броски.

Игрок вставал перед чертой и поочередно бросал диск так, чтобы он прокатился вперед как можно дальше. На месте падения диска делались отметки (клали ветку, камешек и др.). Побеждал тот игрок, чей диск укатывался дальше.

Игра с кольцами” (“Кусан юх”) была распространена в с. Русскинская (сургутские ханты). Играли в эту игру летом в лесу на полянках мальчики и девочки. В игре принимало участие 6–8 человек. Для игры из веток тальника толщиной примерно 1 см изготавливали 5–6 колец диаметром 15 см и палку (кол) длиной 90 см, толщиной 2–3 см, для чего использовали ветки сухостоя. Каждый игрок вбивал себе кол на расстоянии 2–3 м от линии броска.

Игроки становились у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и старались по одному набросить их на колья. Тот, кто набрасывал на свой кол больше колец, становился победителем и считался самым метким и ловким игроком.

Своеобразную самобытную игру с мячом “Пуксэл” рассказал нам в пос. Тайлаково (сургутские ханты) Ефрем Гордеевич Тайлаков. Играли в нее только мальчики в летнее время на дороге или на поляне. Количество игроков не ограничивалось. Для игры требовался мяч, который сплетали из корней кедра, растущего на болоте (так как его корни более гибкие). Мяч обычно имел диаметр 10–15 см, и у него был небольшой хвостик (15–20 см).

Игроки метали мяч по очереди с одного и того же места (от линии или от палки, камня). Метающий брался рукой за хвостик мяча и с замаха старался бросить его вперед-вверх как можно дальше. Место падения мяча отмечалось палочкой или камешком, и каждый игрок запоминал свою отметку. Тот, у кого мяч пролетал большее расстояние, и становился победителем.

Другую игру с метанием мяча мы записали в пос. Казым Белоярского района. Она называлась “Игра в мяч”. Играли в нее на ровных площадках возле домов, на лесных полянках в летнее время. В начале игры чертили на земле круг диаметром 20 м, затем по желанию или по договоренности между собой игроки выбирали двух водящих. Все игроки располагались внутри круга, а два водящих ходили за кругом, пряча мяч под одеждой. Мяч изготавливали из оленьей кожи и набивали тряпками. Его диаметр от 10 до 15 см.

Водящие ходили за кругом и старались неожиданным броском попасть в кого-либо из игроков в кругу. Если им удавалось это сделать, то игрок, в которого попали мячом, выходил за круг. Та пара водящих; которая быстрее выбивала всех игроков из круга, и становилась победителем.

Описание игры в мяч у хантов в древности имеется в героических преданиях, сказках. Но в них мяч обычно изготовляли из стекла или камня. Игроки в сказочных играх часто метали каменные мячи ногами.

У детей хантов юрт Каюковых (сургутские ханты) бытовала игра “Поиграем в ямки” (“Вонкь сохит ентэхли”). В этой игре участвовали мальчики и девочки. Играли в любое время года, на ровных площадках, которые не имели определенных границ.

Для игры изготавливали мяч из березового нароста (гриба) диаметром примерно 6–7 см. Перед игрой в песке или в снегу пяткой или палкой каждый играющий делал небольшую лунку глубиной 3–4 см, чтобы катящийся мяч мог в ней остановиться. Лунки располагались в один ряд, количество их зависело от числа играющих, расстояние между лунками было равно примерно 5–6 см, и между собой они соединялись желобком, глубина которого была примерно 1 см.

Поиграем в ямки
Игра "Поиграем в ямки"

Все игроки вставали рядом со своими лунками. Любой игрок по желанию становился галящим. Он брал мяч в руку и посылал его броском строго по лункам так, чтобы мяч мог остановиться в одной из них. Когда мяч оказывался в лунке, все игроки разбегались в стороны от лунки по игровой площадке. Хозяин же лунки, в которой оказался мяч, быстро его хватал и старался попасть им в кого-либо из убегающих игроков. Игрок, в которого попали мячом, подбирал его, быстро возвращался к своей лунке и от нее старался попасть мячом в кого-либо из игроков. В том случае, когда бросок оказывался неудачным, бросавший клал в свою лунку небольшую палочку, которая бы не мешала заново прокатывающемуся мячу, а все игроки возвращались к своим лункам, и игра начиналась вновь. Когда в лунке одного из игроков набиралось четыре палочки, к нему подходили остальные игроки и несильно хлопали ладонями по его голове, произнося при этом: «Коша питан кош муват вали явтын». Затем кто-нибудь из игроков клал мяч этому игроку в подол рубахи, и все игроки разбегались в стороны. После этого наказания игра возобновлялась. Лучшим признавался игрок, в лунке которого не оказывалось палочек или их было меньше, чем у остальных. Запрещалось выбегать за пределы игровой площадки и хватать мяч раньше, чем он попадал в лунку.

Сведения о существовании подобной игры у хантов в древние времена донесли до нашего времени хантыйские сказки. Но игроки там играли мячом из железа, а не из березового гриба. Подобная игра была популярной и у русских (Вятская губерния), но в этой игре все игроки имели палки, которыми они старались выбить опускающийся в лунку мяч подальше.

Игра с метанием шишек была популярна в пос. Тром-Еган (сургутские ханты). Она называлась “Метание шишек” (“Пэв юхант”). Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно.

Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех.

Игра с палочкой” (“Тюркэмлэли”) была распространена в пос. Тайлаково (сургутские ханты). Играли в нее летом на песчаном берегу реки, на поляне возле домов. В игре принимали участие только мальчики. Количество играющих не ограничивалось. Каждый игрок изготовлял для себя палочку из любого дерева длиной 45–50 см, диаметром 2,5–3 см. Концы палочки заострялись с двух сторон.

Игрок брал палочку за один конец тремя пальцами и подбрасывал ее вверх как можно выше, приговаривая при этом заклинание: “Тюркемо! Тяк! Тяк! Тяк!”. Палочка должна была воткнуться в землю строго вертикально. Если она втыкалась наклонно, угол определялся путем подставления пальцев между землей и наклонной палочкой. В том случае, когда угол оказывался меньше 45°, попытка не засчитывалась. Каждый игрок подбрасывал палочку по одному разу. Лучшим признавался игрок, у которого палочка втыкалась в землю вертикально или близко к вертикали под большим углом (больше 45°).

Подобная игра у ненцев носила название “Сауко”. В этой игре все играющие вставали в круг и по очереди бросали палочки вверх. Если при этом палочка втыкалась вертикально, игрок, ее метавший, выходил из круга.

Особый интерес для нашей работы представляют игры с промысловой направленностью. Эти игры проходили всегда очень оживленно, дети с увлечением выполняли свои роли.

Одну такую игру мы записали у сургутских хантов (с. Русскинская). Она здесь называлась “Стрельба из лука на дальность”. Для этой игры требовалось открытое место (дорога, большая поляна). Участвовали в игре только мальчики. Количество игроков было произвольно. Каждый участник имел свой лук и стрелы с острым наконечником и оперением на конце. Стрелки метили свои стрелы, чтобы потом можно было определить стрелу победителя. Играющие стреляли по очереди, стараясь пустить стрелу как можно дальше вперед. Тот, у кого стрела улетала дальше, становился победителем.

В другом варианте игры стрельба производилась всеми участниками одновременно и вверх. Тот, у кого стрела падала на землю последней, становился победителем.

Другую игру с промысловой направленностью мы записали в пос. Старый Аган Нижневартовского района. Она называлась “Охота” (“Войэх кэнчэ вар”). Играли в нее летом мальчики и девочки. Количество игроков составляло от пяти до шести человек. Дети сами изготавливали для игры слопцы (ловушки для птиц), насыпали внутрь слопцов соль или клали ягоды, чтобы привлечь глухарей, куропаток. После этого они шли в лес и устанавливали там свои слопцы.

Родители или старшие братья устанавливали недалеко от дома (в 200–300 м) сэсы и подкладывали в них утку или куропатку. Придя домой, посылали детей проверить сэсы. Дети должны были быстро их найти и принести добычу домой. Тот, кто быстрее возвращался с добычей домой, получал похвалу старших.

Интересный вариант игры в охоту под названием “Погоня за зверем” наблюдал у детей казымских хантов А. Рейнсон-Правдин. Вот как он описывает игру: “Когда "зверь" пройдет довольно далеко, "охотник" пускается по его следу, время от времени расставляя ловушки, причем тщательно их маскирует. После чего вся группа участников наблюдает, как "зверек" ("соболь") возвращается назад по своему следу и отыскивает указанное количество замаскированных ловушек. Если все ловушки будут найдены, "соболь" считается "спасшимся" и выигравшим, а "охотник" проигравшим. Если соболь не заметит ловушку и не сможет отыскать ее, "охотник" снимает с него "шкуру", т.е. отнимает у него шапку”.

В пос. Старый Аган дети играли в игру “Ловля рыбы” (“Сойпалта Мэнлув”). В нее играли летом на мелких заливчиках мальчики и девочки. Для игры родители изготавливали детям из старых сетей небольшой невод длиной 10–15 м, шириной 2 м; обласок (лодку–долбленку) длиной 3–3,5 м, шириной 80 см; весла длиной 1 м 20 см из сухого кедра.

Игра проходила так: дети постарше садились в лодку и забрасывали невод. Затем через некоторое время его вытаскивали уже с добычей. Младшие дети помогали вытаскивать невод, выбирать рыбу.

Широко распространены среди хантыйских детей были и игры, способствующие успешному овладению оленеводческим промыслом. Так, у сургутских хантов (с. Тайлаково) дети играли в игру под названием “Деревянные рога” (“Юх онэт”). Игра проводилась в летнее время на лесных полянках. Участвовали в ней мальчики и девочки. Количество игроков не ограничивалось. Для игры подбирались срубленные ветки сосны, напоминающие рога оленя. Их расставляли в ряд на расстоянии 50–70 см друг от друга.

Игроки с арканами (вели катэлтэ нюр) в руках располагались напротив ряда “рогов” оленя в линию на расстоянии примерно 7–10 м. Затем они поочередно бросали арканы, стараясь попасть петлей на каждую ветку “рога” и в случае удачного броска подтягивали его к себе. Игрок делал столько бросков, сколько было “рогов” (веток). Побеждал тот, кто заарканивал их большее количество.

В пос. Шурышкары (шурышкарские ханты) у детей популярной была игра “Переезд” (“Каслты”). Играли в нее мальчики и девочки. Количество игроков не ограничивалось. Обычно местом игры были небольшие полянки возле домов. Для игры необходимы были детские нарты, упряж, тынзяны (арканы).

Дети во время игры моделировали переезд нарт по определенному маршруту. Оленей изображали дети постарше, которых запрягали в детские нарты упряжью, сделанной из веревок. Малыши ловили старших детей-“оленей” тынзянами, запрягали их, садились на нарты, и “олени” везли их к “реке” или “ручью”, где они переправлялись и разбивали бивуак (стойбище), ставили “чумы”, варили “пищу” на костре, затем, отдохнув, снова двигались по маршруту.

Другую игру, связанную с оленеводчеством, мы записали в с. Тайлаково (сургутские ханты). Она называлась “Борьба оленей” (“Кор велит”). Игра проводилась обычно в то время, когда у оленей отпадали рога. Участвовали в игре мальчики и девочки. Оленьи рога прикреплялись веревками к голове.

Двое играющих становились друг против друга, упирались рогами. Задача соперников заключалась в том, чтобы сбросить друг у друга с головы рога, при этом удерживать их руками запрещалось. Проигравший выходил из игры, а на его место выходил “бороться” следующий игрок. Победителем становился тот игрок, который сумел сбросить рога у большего числа соперников, чем другие.

В этом возрастном периоде среди детей хантов появляются и другие традиционные средства физического воспитания – самобытные физические упражнения, которые позволяли более избирательно развивать те или иные физические качества, обучать разнообразным двигательным действиям.

Несколько таких упражнений нам удалось записать в пос. Казым Белоярского района. Одно из них называлось “Достань кольцо” (“Локят ухалан вулув”). Обручальное кольцо клали на пол в метре от нар. Игрок занимал исходное положение (стоя на нарах), которые обычно располагались возле стен юрты (дома). Высота нар была равна 40–50 см. Из этого положения игрок должен был, наклонившись вперед и переставляя руки (которыми он упирался в пол), дотянуться до кольца, взять его губами и возвратиться в исходное положение таким же образом, при этом не отрывая ног от нар.

Второе упражнение напоминает первое, но у игроков в руках были две палочки (из березы или кедра) длиной 10–15 см, диаметром 3 см. Из исходного положения (стоя на нарах) игрок наклонялся вперед и упирался палочками в пол, затем переставляя палочки, он переходил в положение упора лежа. Из этого положения ему нужно было опять вернуться в исходное положение, не отрывая ног от нар.

Кроме уже описанных, у хантов было немало игр, которые мы в своей классификации выделили в группу “разные игры”, в свою очередь разделив их на игры подражательные и интеллектуальные. Одну из интеллектуальных игр мы записали у сургутских хантов. Она носила там название “Али”. Играли в нее в любое время года мальчики и девочки, которые научились считать. Для игры изготавливали деревянную дощечку из любого дерева длиной 30–40 см, толщиной 1–1,5 см и шириной 3 см. Один край дощечки слегка заострялся и на нем, примерно на расстоянии 4–5 см от края, делали глубокую зарубку, называемую “Али” и от нее 10 зарубок-расщепов, расположенных на равном расстоянии друг от друга по всей длине дощечки. В расщепы вставляли тонкие палочки наподобие спичек. Встречался и такой вариант дощечек, когда вместо зарубок-расщепов делались круглые отверстия, в которые вставлялись круглые палочки. Все играющие садились спиной к водящему, который выбирался по желанию или считалке. Он брал в руки дощечку концом, где расположено “Али”, от себя; указывая на нее, задавал вопрос одному из играющих: “Что это?” (“Тэми мувэли?”). Тот должен был ответить, что это “Али”. Затем водящий указывал на первую зарубку-расщеп с палочкой и снова спрашивал: “Что это?”. Игрок должен был ответить: “Бери” (“вэйе”). Водящий вытаскивал из расщепа палочку и откладывал ее в сторону.

После этого водящий вновь спрашивал этого же игрока: “Что это?”, указывая снова на “Али”. Задача игрока была снова ответить, что это “Али”, далее водящий указывал на первую зарубку без палочки и должен был получить ответ: “Пусть” (“Талэх от”), что означало “палочки нет”.

Водящий указывал на следующую зарубку-расщеп с палочкой, спрашивая у игрока: “Что это?”, и тот должен был снова угадать, безошибочно ответив: “Бери”. Водящий вновь вытаскивал палочку и откладывал ее в сторону.

Игра опять начиналась заново с этим игроком, а все процедуры повторялись по порядку. Таким образом, игра продолжалась до тех пор, пока игрок, отвечая правильно на вопросы водящего, не собирал все палочки. При ошибке играющего в ответе в игру вступал следующий участник, который начинал игру от зарубки “Али”. Игроку, допустившему ранее ошибку, если подошла его очередь, приходилось заново включаться в игру с той зарубки, на которой он совершил ошибку. Выигрывал тот игрок, который раньше всех собирал все палочки.

Здесь же мы записали еще одну интеллектуальную игру под названием “Журавль” (“Торэх”). В игре участвовали все желающие мальчики и девочки, умеющие считать. Количество игроков – от двух до шести человек. Для игры изготавливали деревянные палочки (можно было использовать спички) и раскладывали на ровной поверхности в виде птицы, а именно: голова – три палочки, туловище – две, крылья – по пять палочек с каждой стороны туловища и хвост – четыре палочки. Длина палочек 5–8 см, диаметр 3–5 мм.

Один из игроков (водящий) убирает из “головы” журавля одну палочку и задает вопрос первому игроку: “Сколько палочек в голове?” (“Охнэ муким юх?”). Тот, сидя спиной к “птице”, должен ответить, сколько палочек осталось, а именно: “Две”. Далее убирается постоянно по одной палочке, и вопросы задаются в такой последовательности: “Сколько в "крыле" палочек?” (“Пайлаунэ мукким юх?”). Ответ: “Четыре”. “Сколько в "ноге" палочек?” (“Курнэ мукким юх?”). Ответ: “Две”. “Сколько в "хвосте" палочек?” (“Лэхнэ мукким юх?”). Ответ: “Три”. “Сколько в "ноге" палочек?” (“Курнэ мукким юх?”). Ответ: “Две”. “Сколько в "крыле" палочек?” (“Пайлаунэ мукким юх?”). Ответ: “Три”. “Сколько в "голове" палочек?” (“Охнэ мукким юх?”). Ответ: “Одна”, и так далее снова по порядку.

Игра продолжалась до тех пор, пока игрок не ошибался в ответе на вопрос. После этого водящий подсчитывал, сколько палочек собрал игрок в ходе игры, количество запоминалось, а палочки вновь раскладывались в виде птицы, и игру начинал следующий участник. Если игрок повторно приступал к игре, не закончив ее, он начинал отгадывать с той позиции, в которой ранее допустил ошибку. Победителем становился игрок, набравший большее количество палочек и раньше закончивший игру.

Игру в зависимости от возраста и способностей участвующих можно было упрощать или усложнять, соответственно уменьшая или увеличивая количество палочек в каждой части тела “птицы”.

Интерес для нашего исследования представляют и различные подражательные игры, с помощью которых дети хантов обучались различным движениям, познавали навыки промысловой и хозяйственной деятельности. Так, например, у шурышкарских хантов была популярна игра оленьими косточками. В пос. Лопхари ее называли “Тупа”, а в пос. Шурышкары – “Тоба”. Играли в нее мальчики и девочки обычно на полу (земле). Количество игроков – от трех до пяти человек. Родители подбирали им различные по размеру фаланги оленьих ног (предварительно отваренные и очищенные).

Игра оленьими косточками
Игра оленьими косточками. Фотография М.Г. Фарафонтова, 2002.

Дети изображали этими косточками (различными по величине) оленей, нарты, пастухов, собак. Составляли различные эпизоды из кочевой жизни (переезд, пастьбу оленей и т.д.).

Дети хантов пос. Тром-Еган (сургутские ханты) любили играть в игру “Игра утиными носами” (“Васэх нел нат”).

Играли в нее в любое время года девочки на столе в чуме. В игре участвовали обычно два–три человека. Для игры дети изготавливали из обрезанных утиных носов и разветвленной грудной косточки диких гусей, уток, игрушки, которые изображали оленей. Если в дырочки утиного носа втыкали грудную косточку утки, то это был “олень”- важенка, а “быком” считалась та игрушка, в нос которой вставляли большую по размеру грудную косточку гуся.

Дети привязывали к “оленю” нарты, которые изготавливали из спичечных коробков или коленных косточек, и передвигали их по столику, изображая караван (анас), “перекочевывающий” на другое место.

Игра утиными носами
"Игра утиными носами". Фотография М.Г. Фарафонтова, 2002.

У детей казымских хантов бытовала игра “Палочный дом” (“Сел хот”).

В нее обычно играли на полу в доме. Количество играющих не ограничивалось. Старшие дети или родители нарезали из поленьев четырехгранные палочки длиной 10–15 см, со стороной 0,5 см. Из этих палочек дети складывали домик с четырьмя сторонами. Тот, у кого он получался ровным и красивым, получал похвалу от старших.

В пос. Сытомино (сургутские ханты) подобная игра носила название “Дом из палок” (“Щел хот”). Но здесь имелись некоторые отличия в элементах игры. Для основания домика выстругивалась пластина из сосны овальной формы, совпадающая размерами с длиной палочек. В центре пластины просверливали дырочку диаметром 0,5 см. Палочки укладывали также, как и в предыдущей игре, но в конце игры нужно было взять домик за центральную палочку и поднять его так, чтобы он не рассыпался. Если же он рассыпался, игроку приходилось собирать его вновь.

Информаторы с. Кышик Ханты-Мансийского района рассказали нам об игре “Жужжалка” (“Вот вохты тарансек”). Играли девочки и мальчики в любое время года. Для игры необходимо было изготовить пластинку из любого дерева длиной 7 см, шириной 3 см, толщиной 0,3–0,5 см. Края пластинки были закруглены. На расстоянии 3–4 см от каждого края пластинки просверливали небольшие дырочки для тонкой веревочки из оленьих жил (длиной 60–70 см). Концы этой веревочки связывали.

Игрок брал концы образовавшейся петли в две руки и растягивал ее так, чтобы пластинка оказалась посередине петли. Затем он начинал вращать веревочку с пластинкой так, чтобы она скрутилась в жгут. Когда игрок видел, что веревочка скрутилась, то он начинал выполнять плавные рывки руками в стороны. Веревочка начинала то раскручиваться, то скручиваться в жгут за счет инерционных сил, полученных ею от деревянной пластинки. Все это сопровождалось своеобразным звуком – жужжанием.

Интересная самобытная игра “Юла” (“Щын”) была записана нами в с. Русскинская (сургутские ханты). В эту игру играли с большим удовольствием как дети, так и взрослые. Количественный состав – произвольный. Для нее требовалась ровная поверхность стола или пола и две иглы, на одну из которых нанизывался деревянный кружочек толщиной 1 мм и диаметром 1,6–2 см. На поверхность стола (пола) клали иглу, а юлу брали за верхний конец и устанавливали ее у середины лежащей иглы. Движением большого и указательного пальцев ей придавалось такое вращение, чтобы она перемещалась только вдоль лежащей иглы (туда и обратно). Выигрывал тот, у кого юла двигалась таким образом дольше всех.

В другом варианте игры юле придавали такое вращение, что она двигалась, описывая круг или зигзаг.

Был и еще один вариант, когда из сухого дерева (березы, сосны, кедра) изготовляли юлу. Она состояла из двух деталей: деревянного диска диаметром 5–10 см и заостренной с обеих сторон палочки длиной 6–10 см, толщиной 5–8 мм. Посередине диска проделывалось отверстие, в которое вставлялась палочка, и юла была готова для игры. Игрок придавал вращение юле, стараясь сделать это так, чтобы она вращалась как можно дольше.

И, наконец, в последнем варианте игры из березы изготавливали ручку (с дырочкой на конце) длиной 15 см, шириной 3 см, толщиной 1,5 см. Юла имела головку в виде цилиндра диаметром 10–15 см, высотой 5 см и ножку длиной 5 см, диаметром 1 см. На ножку наматывали нитку или тонкую веревочку и вставляли юлу в отверстие в ручке. Игрок брал одной рукой ручку юлы, а второй рукой сильно тянул на себя веревочку. После сильного вращения юла выскакивала из отверстия в ручке и начинала вращаться по твердой поверхности стола (пола). Лучшим в этом варианте игры считался игрок, у которого наиболее искусно была изготовлена юла, и соответственно она дольше вращалась.

Другая игра детей этого возраста бытовала среди казымских хантов под названием “Игра волчком” (“Таранчуп”). Эту игру упоминает в своих исследованиях Р.Л. Шульц, наблюдавший ее у хантов, проживающих вдоль реки Салым [129]. В эту игру играли обычно в помещении на столе или полу. Для игры изготавливали из сосны или кедра волчок, который состоял из нескольких деталей: стержня длиной 35 см, диаметром от 0,5 см вверху до 0,8 см внизу; крестовины, состоящей из двух пластинок длиной 10–15 см, шириной 2 см, толщиной 0,2–0,5 см. Крестовина укреплялась на высоте 5–10 см от заостренного конца стержня. В верхней части стержня закрепляли веревочку длиной 15–20 см, два конца которой привязывали к палочке длиной 15–20 см, диаметром 0,5 см.

Игрок ставил волчок вертикально, удерживая его одной рукой, второй рукой он начинал выполнять движения палочкой, привязанной к верхней части стержня, вверх-вниз, снова вверх-вниз и т.д. Постепенно волчку придавалось вращение, и он по инерции начинал быстро вращаться, то раскручивая веревочку, то закручивая ее вокруг стержня. Игрок, которому удавалось придать волчку наиболее быстрое и продолжительное вращение, получал похвалу старших.



Красильников Валерий Павлович
Игры и состязания в традиционном физическом воспитании Хантов

Хит недели

Необычные цветы в подарок

 Необычные цветы в подарок

 Этот оригинальный способ выполнения рисунков использовался еще нашими прадедами.

Поделки к праздникам

Международный день защиты детей
Международный день защиты детей
1 июня

День изобретателя и рационализатора
День изобретателя и рационализатора
30 июня

поделки к другим праздникам

В мире игр и игрушек

Робот из зубной щетки

Робот из зубной щетки

  Вот такого необычного и очень шустрого жучка вы можете сделать себе из зубной щетки, моторчика от телефонного вибратора и несколько батареек от часов или компьютера.


Игра “Доротка”

Игра “Доротка”

 Эту игру мы назвали так. потому что ее придумала Доротка Хожевская, ученица 1 класса. Игра прекрасно тренирует зрительную память.


Дрессированная мышка

Дрессированная мышка

 Хотите позабавить своего младшего братишку и его друзей необычной игрушкой? Выберите из его мягких зверюшек одну. Допустим, это будет мышка.

другие новости

Игрушки и сувениры
Восточный гороскоп
Коза (Овца)
2015
овца
Лошадь
2014
лошадь
Змея
2013
змея
Дракон
2012
дракон
Кролик (Кот)
2011
кролик
Тигр
2010
тигр
Бык (Вол)
2009
бык
Крыса
2008
крыса
Кабан (Свинья)
2007
свинья
Собака
2006
собака
Петух
2005
петух
Обезьяна
2004
обезьяна

© 2004 — 2016
Идея и реализация — Сергей Резников