А вам слабо?Оригинальные поделки
Авторские мастер-классыАвторские игрушки
Вкусные игрушкиВкусные игрушки
Воскресная школаРелигиозная тема
Детские игрыПодвижные игры
ИгротекаНастольные игры
Игрушечные новостиНовые игрушки
Игры on-lineИгры on-line
И смех, и грехСмешные игрушки
История игрушекИстория игрушек
Музей на столеМодели из бумаги
Обзор сайтов, товаров, игр и игрушекОбзор игромира
От теории к практикеФизические игрушки
Очумелые ручкиОчумелые ручки
Природный материалИз природного материала
Просто о сложномНаучные игрушки
РаскраскиРаскраски
РемеслаРемесла
РукоделиеРукоделие
Справочный отделСоветы
Страна развлеченийТехнические игрушки
Художественная школаТворческие поделки
Читальный залЧитаем детям
Поделки к праздникамПоделки к праздникам


Хит месяца

Домик из спичек

Домик из спичек

 Домик из спичек не потребует почти ничего, "кроме ловкости рук", немного усердия и нескольких часов свободного времени.

Активные темы форума

Самокат

Самокат

 Самокат устроен таким образом, что его ездоку совершенно не нужно проходить специальную подготовку, так как вся система равновесия осуществляется автоматически.


Ящик для мелких деталей

Ящик для мелких деталей

 Предлагаю систему хранения мелких радиодеталей в соответствии с их техническими характеристиками.


Поделки из прищепок

Поделки из прищепок

 з деревянных прищепок можно сделать много интересного и полезного.


Поделки из банок

Поделки из банок

 Поделки из банок

другие темы форума

другие темы из архива форума

Рассылки
Подписаться на рассылки
Словарь игр и игрушек
А Б В Г
Д Е Ё Ж
З И Й К
Л М Н О
П Р С Т
У Ф Х Ц
Ч Ш Щ Ы
Э Ю Я
Архивы выпусков
2012 2011 2010
2009 2008 2007
2006 2005 2004
Реклама
История игрушек История игрушек Игры молодежи и взрослых хантов
Народные игры в этом возрастном периоде служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой, изнурительной работы в лесу, на реке.

Игры молодежи и взрослых хантов

К четырнадцати-пятнадцати годам хантыйские подростки практически становились полноценными промысловиками. В связи с этим существенно менялась роль народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений. Их задачами были уже не только развитие физических качеств и обучение специфическим умениям и навыкам, необходимым для ведения промыслов и домашнего хозяйства, но и дальнейшее их совершенствование и поддержание на оптимальном уровне.

Народные игры в этом возрастном периоде также служили своеобразной подготовкой к промысловому сезону, разрядкой после тяжелой, изнурительной работы в лесу, на реке. Так, например, ваховские ханты после возвращения с охоты (в феврале-марте) устраивали игру “Бег на подволоках” (“Нимэлна кэсилли”). Играли на краю села. Специально выбирали место с глубоким снегом. Участвовали молодежь и взрослые мужчины. Количество игроков – от пяти до десяти человек. Судили игру обычно старики. Длина дистанции – 1–1,5 км. Каждый участник игры имел охотничьи лыжи.

Игроки вставали в линию и по команде судьи начинали бег до противоположного края деревни, где обычно находились судьи, а финишной линией служил какой-то предмет (дерево, колодец, камень и т.д.). Тот, кто первым прибегал к финишу, становился победителем.

Среди молодежи и взрослых сургутских хантов большой популярностью пользовалась игра “Прыжки через лодки” (“Неверты ай-рыт алыпта”). Играли в нее молодежь и мужчины в летнее время на берегу реки или в деревне, где находились лодки (обласа). Прыгали поперек лодок.

В начале игры прыжок совершали через один облас. Выполнялось это так: оттолкнувшись двумя ногами с одновременным взмахом двумя руками вверх, игрок перепрыгивал через лодку, стараясь не задеть ее какой-либо частью тела, и приземлялся на две ноги. Затем прыгали по очереди другие участники игры. После того, как все участники перепрыгивали одну лодку, ставили рядом, борт к борту, вторую лодку, третью и т.д. Победу одерживал тот игрок, который мог перепрыгнуть наибольшее количество лодок, не задев их. Игрок, который касался лодки, выбывал из игры.

В другом варианте игры иногда прыгали через лодки с разбега, но отталкивались при этом также двумя ногами.

Увлекательным занятием для хантыйской молодежи различных стойбищ и юрт являлись прыжки с шестом в высоту, которые играли воспитательную и прикладную роль. У ваховских хантов эта игра называлась “Прыжки с валиком” (“Вялехна тантэ хелелтехе вослы”). Прыжки проходили обычно на песчаном берегу реки. Для игры натягивали веревку между двумя кольями, деревьями. Для прыжков использовали валик (шест для управления оленьей упряжкой).

Игрок отходил на расстояние 15–20 м от веревки, брал в руки валик (одной рукой за верхнюю часть, другой – на 70–80 см ниже) и, разбежавшись, упирался валиком в песок в непосредственной близости от натянутой веревки. Отталкивался ногой, подтягивался на шесте руками перепрыгнуть через веревку. Касаться веревки любой частью тела было запрещено. После этого по порядку прыгали остальные игроки. Если высоту брали все участники игры, то веревку поднимали выше и игра продолжалась. Игроки, которые не смогли взять высоту после трех попыток, выбывали из игры. Победителем становился тот, кто преодолевал максимальную высоту.

Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы ног, рук, плечевого пояса; совершенствованию прыгучести, ловкости; воспитанию смелости, решительности, настойчивости; обучению навыкам, необходимым при передвижении по тайге, болотистой местности.

В четырнадцати–пятнадцатилетнем возрасте среди хантов были также популярны различные игры с метанием. Так, например, у сургутских хантов (пос. Тром-Еган) бытовала игра “Броски на верх валиков” (“Валых тойнам танянтыты”). Играли в нее в зимнее время молодежь и мужчины среднего возраста. Количество игроков – произвольное. Для игры подготавливали площадку: проводилась линия броска, от нее на расстоянии 10–15 м втыкали в снег 8–10 валиков, которые располагались друг от друга в пределах 35–100 см. Каждый игрок имел аркан (нюр, вели катылэ нюр).

Один из игроков (по договоренности) подходил к линии броска и метал свой аркан на верх валиков. Метнуть его надо было так, чтобы аркан смог хорошо распуститься в воздухе и захватить своей петлей как можно больше валиков. Игроку давалась только одна попытка. Тот, кто смог лучше выполнить это упражнение, т.е. захватить арканом больше валиков, становился победителем.

В другом варианте игры после каждого удачного броска – захвата арканом валиков – игрок отступал на один шаг назад, т.е. отходил дальше от линии броска, тем самым усложняя для себя упражнение. При неудачной попытке игрок выбывал из игры. Тот, кто дальше отступал от линии броска, становился победителем.

Был и еще один вариант игры, когда игроку разрешалось выполнить три броска, в результате которых он должен был заарканить как можно больше валиков. Тот, у кого это получалось лучше, становился победителем.

У хантов пос. Пим (сургутские ханты) существовал свой вариант игры в метании аркана – “Метание на хорей” (“Велы нюр”). Они метали аркан с такого же расстояния, но целью игры было захватить валик арканом за середину. Это требовало от игроков немалой ловкости, так как в момент, когда аркан оказывался на хорее, приходилось несколько раз повернуться вокруг себя, чтобы захлестнуть петлю на середине валика.

Кроме того, пимские ханты состязались в метании аркана на дальность полета. Для этого аркан набирали с маленькой петлей. Его бросали от черты вперед, и если игрок чувствовал, что аркан улетит дальше своей длины, то он имел право бежать за арканом до тех пор, пока тот не приземлится.

Ханты с. Тайлаково (сургутские ханты) любили в свободное время поиграть в игру “Метание чурбана” (“Янтын”). Играли в теплое время года. Количество участников не ограничивалось. Для проведения игры изготавливали чурбан из березы или кедра длиной 1 м и диаметром 40–50 см. На одном из концов чурбана выстругивали ручку, отсекая лишние куски дерева. Затем ее хорошо зачищали от неровностей. В диаметре ручка достигала 4–5 см, а длина ее доходила примерно до 30–40 см. Количество попыток метания чурбана обговаривалось до начала игры. Его бросали все участники игры по очереди.

Метание чурбана
Игра “Метание чурбана”

На земле проводили линию, от которой метали чурбан. Участник игры брался одной рукой за ручку чурбана, подходил к линии и старался бросить его как можно дальше вперед. Место падения чурбана отмечалось (клали палочку или небольшой камешек). Тот, кто бросал чурбан дальше других игроков, становился победителем.

Другую игру с метанием мы записали в с. Русскинская (сургутские ханты). Ее название – “Броски палки на дальность” (“Юх тахта”). Игра проводилась в любое время года на ровном месте. В игре участвовали только молодежь и мужчины. Количество игроков – произвольное. Каждый участник имел свою палку (чаще она была сосновой) длиной 60 см, толщиной 5 см.

Игрок брал палку за один конец, подходил к отметке, от которой производились броски, и, выполнив взмах через сторону, бросал ее как можно дальше вперед. Тот, кому удавалось бросить палку дальше других игроков, становился победителем. О количестве бросков играющие договаривались заранее.

Игры с промысловой направленностью в этот возрастной период отличаются большей физической нагрузкой, сложными правилами, а также рассчитаны на то, что игроки обладают определенными знаниями и навыками ведения охоты, рыболовства и оленеводства. Так, среди хантов, проживающих вдоль реки Салым, широко распространена была игра со стрельбой из лука, которую описывает Б. Городков. Вот как он кратко характеризует содержание игры: “Существует даже игра, состоящая в том, что на некотором расстоянии втыкаются в землю две палки. Двое играющих становятся близ них и стреляют по очереди, стараясь попасть стрелой с тупым деревянным утолщением на конце (томар) в палку противника. Попавший продвигается к цели на длину лука. Тот, кто прежде дойдет до позиции противника, считается выигравшим”.

Ряд игр, способствующих совершенствованию знаний и навыков, необходимых для успешного ведения рыбного промысла, бытовал среди хантов, проживающих вдоль реки Аган (сургутские ханты). Одна из них называлась “Жало” (“Сахыл”). Играли в нее в летнее время на лесной полянке. Участвовали в игре молодежь и мужчины, обычно 4 человека. Для игры брали небольшое бревно и делили его на 4 части. Затем каждый из участников забирал себе часть бревна. Все игроки имели топор и клин для расщепления бревна.

По команде судьи игроки начинали работу по изготовлению жал– деталей, необходимых для рыбацкого запора. Победителем признавался игрок, которому удавалось быстрее и качественнее наколоть жал из своей части бревна.

Вторая игра называлась “Баба” (“Ёпи”). Играли в нее летом на лесной полянке. Участвовали в игре от двух до шести человек, мужчины и молодежь. Для игры изготавливали “бабу” – чурбан с ручкой весом от 10 до 30 кг, колья длиной до 1 м, диаметром 5–10 см.

Каждый из участников брал себе одну ”бабу” и один кол, затем слегка забивал его в землю. По сигналу судьи игроки начинали забивать колья в землю до определенной зарубки (об этом договаривались перед игрой). Побеждал игрок, забивший свой кол быстрее всех.

В другом варианте в игре участвовало 4 человека. Два игрока забивали колья в землю до определенной зарубки, а двое напарников должны были вытащить их из земли. Выигрывала пара, справившаяся быстрее.

В третьем варианте игры игроки должны были забить колья до определенной зарубки за определенное количество ударов как можно быстрее. Тот, кому это удавалось, становился победителем.

И в последнем варианте игроки метали “бабу” на дальность одной рукой, двумя руками, с поворотом на 360?. Тот, кто метал “бабу” дальше всех, становился победителем.

Из игр, направленных на совершенствование навыков оленевода, мы записали в с. Русскинском (сургутские ханты) игру под названием “Игра валиком” (“Вочанат валых алымта”). Играли зимой молодежь и взрослые мужчины. Количество игроков не ограничивалось. Для игры необходим был валик (шест для управления оленьей упряжкой).

Один из игроков садился на пенек (чурбан), брал валик за тонкий конец так, чтобы он лег на предплечье, и захватывал его мизинцем. Из этого исходного положения он должен был поднять валик вертикально вверх и опустить в первоначальное положение. Так упражнение выполнялось до тех пор, пока хватало сил и воли. Попытка не засчитывалась, если игрок не поднимал валик до вертикального положения или не опускал его в исходное положение. Побеждал тот игрок, который поднял валик большее количество раз.

Из игр, которые мы сгруппировали в подгруппе “разные игры”, наиболее характерной для молодежи и людей более старшего возраста является игра, способствующая развитию интеллекта, памяти, сообразительности, под названием “Семь лошадей” (“Лант лав”), которая бытовала среди сургутских хантов в с. Русскинская. Играли в нее в любое время года. Количество игроков – произвольное. Для игры специально изготавливалась из дерева палочка длиной 40 см, шириной 2 см, толщиной 1 см. Середина и концы ее имели форму полушара с отверстием в центре каждого. Диаметр отверстия – 0,8 см. Через отверстие в середине палочки закреплялась веревочная петля. На концы веревки, длина которой 60 см, нанизывалась деревянная фишка длиной 3–4 см, шириной 2 см, толщиной 0,5 см в форме прямоугольника с закругленными углами. На каждый конец веревки нанизывалось еще по одной фишке, и концы закреплялись через отверстия на концах палочки.

Нужно было, не развязывая веревок, переместить все фишки на одну из веревок. Делалось это так: петля растягивалась, фишки протягивались через нее, две веревки вместе с нижней петлей вытягивались через отверстие, фишка проходила через петли, петля вытягивалась через отверстие и затем фишка протягивалась через петлю вниз.

Среди березовских хантов этой возрастной группы была популярна игра, которую мы охарактеризовали в своей классификации как имитационную. Она здесь носила название “Игра с косточками”. Играли в нее молодежь и мужчины. Количество игроков не ограничивалось, но играли попарно. Для игры подбирали отваренные оленьи косточки (“бабки”). Обычно 10 косточек были большие – высотой 5 см и две маленькие – высотой 1–1,5 см. Большие косточки представляли собой фаланги от копыт оленя, их ставили в ряд посередине стола (доски).

Сначала игроки разыгрывали право начать игру. Для этого в земле вырывали небольшую ямку. Один из игроков становился спиной к ямке, держа в руке маленькую косточку. Затем он поворачивался на 360 градусов и перебрасывал косточку через себя назад так, чтобы она упала в ямку. Тот, кому удавалось это сделать, начинал игру.

После розыгрыша игроки садились за стол (доску), ставили маленькие косточки (высота которых была до 1 см) на расстоянии 35–40 см напротив ряда больших косточек, которые стояли с интервалом 1–2 см друг от друга. Игрок, выигравший право первым начать игру, ударял щелчком по маленькой косточке так, чтобы она, ударившись о большую, уронила ее набок. Если ему не удавалось это сделать, то право для удара получал игрок напротив. В случае же, если игрок удачно сбивал большую косточку, он получал право на еще один удар, и так продолжалось до промаха. Игрок, которому удавалось сбить все десять больших косточек, становился победителем.

У хантов, исконных жителей реки Оби и ее притоков, в летнее время главным средством передвижения являлись многовесельные лодки (неводники) и лодки-долбленки (обласа). С их помощью в основном осуществлялась промыслово-хозяйственная деятельность. В то же время праздничные, свадебные и религиозные обряды были связаны с водными передвижениями по рекам, протокам и озерам, по берегам которых проживали ханты. На водной глади проводились состязания как на долбленках , так и на многовесельных лодках.

Так, сургутские ханты практиковали состязания “Гонки на лодках (обласах)” (“Кояви песте астрытнат”). Состязались в летнее время подростки (в том числе и девушки) и мужчины. Гонки проводились на прямой части реки. Дистанция обычно составляла 1 км.

Гребцы выстраивались в один ряд на лодках так, чтобы носы лодок были на одном уровне. Стартовали 3–4 лодки одновременно. Если не было судей, то команду подавал кто-то из участников. Побеждал тот, кто быстрее других доплывал до определенного места на берегу (кедр, сосна, мыс).

Тром-Еганские ханты проводили подобное состязание на озерах, но у них было еще одно условие игры: перевернуть лодку, лежащую на берегу, столкнуть ее на воду, проплыть 100–200 м, вернуться назад, вытащить лодку на берег и снова ее перевернуть. Побеждал тот, кому удавалось сделать это быстрее других. Игра носила название “Кояни ай рытнат сорна мэнл”.

Интересный вариант состязания в гонках на многовесельных лодках неводниках (хоп касупсы) мы записали в пос. Ванзеват (обские ханты). Устраивались эти гонки на Петров день – священный праздник. Для состязания готовили лодки-неводники, в которые входило по 10 гребцов, один из которых сидел за рулём. Каждая лодка представляла какой-то поселок. Дистанция состязаний была равна 2–3 км. В состязании участвовали только подростки и мужчины. По команде судьи (это обычно были старики) все лодки устремлялись к финишу – святому месту. В лодке, которая приплывала быстрее, производилось жертвоприношение.

Кочевой и полукочевой образ жизни, ведение промыслов в экстремальных условиях Севера требовали от хантов высокого уровня развития такого физического качества, как ловкость. Прекрасным средством развития и совершенствования его являлись различные виды национальной борьбы. Так, например, в пос. Ямгорт (шурышкарские ханты) мы записали состязания в борьбе под названием “Князь, Царь” (“Хон”). Состязались в любое время года молодежь и взрослые мужчины. Количество игроков – от шести до десяти человек. В начале состязания игроки делились на две команды. Каждая из команд выбирала себе самого ловкого и сильного борца, которого называли “хон”.

Игра проходила так. Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинали бороться самые младшие и слабые. Если кто-то из борцов в паре выигрывал, то получал за это одно очко. Далее таким же образом боролись следующие пары. В самую последнюю очередь боролись “князья”. В конце борьбы подсчитывались очки. Команда, набравшая наибольшее количество очков, становилась победителем. В процессе борьбы запрещалось применять подножки. Чтобы победить соперника, необходимо было прижать его спиной к земле.

В этом же районе в пос. Овгорт это состязание носило название “Царь-мужчина” (“Хон-ики”). 3десь правила были несколько иными. “Царь” не участвовал в состязании, а только следил за выполнением правил борьбы. Самый младший борец начинал состязаться первым, но если он побеждал противника, то боролся с победителем второй пары и т.д. до последнего борца. Если же он проигрывал победителю второй пары, то в борьбу вступал борец этой же команды, но из второй пары; он также имел возможность победить всех борцов из команды соперников. Таким образом, в этом варианте борьбы один борец мог победить всю команду противника, что разумеется, было очень трудно.

В пос. Ванзеват (обские ханты) бытовала подобная групповая борьба. По сведениям информатора Ефима Николаевича Туева, борьба проходила на святых местах этого поселка, где собирались только мужчины. В начале игры из участников избирался “князь” (“хон”). Затем участники борьбы делились на две команды. Один из борцов обращался к “князю” со словами: “Князь хлеб просит, князь соль просит” (“Хон нянь вокс, хон сул вохас”). “Князь” отвечал: “Хлеб бери, соль бери” (“Нянь вух, сул вух”). После этого начиналась борьба. Правила в ней были таковы: боролись в охотничьих поясах, можно было применять подножки и броски. Цель в борьбе – свалить противника на землю так, чтобы он коснулся ее лопатками.

Своеобразный вариант групповой борьбы мы записали у ваховских хантов. Игра называлась “Кольм”. Состязались в летнее время подростки и взрослые мужчины. В начале игры делились на две команды. Проводили две параллельные черты на расстоянии 10 м одна от другой. Борцы вставали попарно между этими двумя линиями. По команде судьи соперники старались обнять своего напарника, поднять его, перенести и перетянуть за свою черту. Команда, перетянувшая на свою сторону большее количество игроков, становилась победителем.

У сургутских хантов состязания в борьбе входили в содержание “Медвежьего праздника”. Это состязание называли “Нюл тахли”. Для игры выбирали 5 мужчин. Один из них был самым сильным и его звали “лэкэл-анки” (самый сильный борец). С этими пятью борцами боролись все участники “Mедвежьего праздника” по очереди. В случае поражения борец из пятерки выбывал из борьбы. Во время борьбы разрешалось применять любые приемы, и даже болевые. Цель в этом состязании победить – “лэкэл-анки”. В этом случае игра прекращалась.

Немаловажное значение в жизнедеятельности и промыслах хантов имело такое физическое качество, как сила. Оно являлось одним из ведущих физических качеств, присущих хантам. В связи с этим у хантов существовало большое количество разнообразных игр-состязаний, направленных на развитие и совершенствование этого качества.

Чаще всего состязания в силе проводились во время “Mедвежьих праздников”, на свадьбах, когда приезжали гости и т.д. Одним из таких состязаний было “Перетягивание палки” (“Талты юх”). Эту игру-состязание мы записали у казымских хантов. Играли в нее в любое время года: летом – на улице, зимой – в помещении; участвовали подростки и мужчины, иногда девочки и женщины. Для игры изготавливали из березы, елки палку длиной 50–60 см, диаметром 3–4 см. Палку очищали от неровностей, ошкуривали.

Перетягивание палки
Игра-состязание “Перетягивание палки”

Два игроки садились напротив друг друга, вытягивали ноги вперед и упирались ступнями ног. Руками обхватывали равномерно палку. По команде судьи игроки начинали тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживал и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Нельзя было сгибать ноги в коленях. Победитель состязался со следующим игроком. Игра продолжалась до выявления победителя среди всех участников состязания.

У сургутских хантов это состязание называлось “Нюл талили”. В их варианте игроки упирались ногами в небольшую доску или бревнышко.

Описание состязания в перетягивании палки мы встречаем и в романе известного хантыйского писателя Е. Айпина. Автор сообщает, что в ходе состязания можно было перетягиваться и на одной руке, а наиболее убедительной победой считался переброс соперника через себя.

Необходимо заметить, что это состязание было популярно и у других народов, проживающих в Западной Сибири – коми-зырян, ненцев. У коми-зырян оно называлась “Кыскан”, у ненцев – “Иэхэтуклма”.

У казымских хантов существовал еще одни вариант этого состязания, в котором палку перетягивали стоя сразу несколько игроков. Для этого между стоящими игроками проводили черту. Игроки обнимали друг друга за талию и по команде судьи начинали состязание. Цель состязания – перетянуть игрока за черту на свою сторону.

Не меньшей популярностью у различных территориальных групп хантов пользовались различные варианты игры-состязания в перетягивании веревки.

У сургутских хантов это состязание носило название “Ченчих талты”. Состязались как мужчины, так и женщины. Количество игроков не ограничивалось. Для игры использовали веревочку из оленьих жил длиной 1,5–2 м, толщиной 2–3 см.

Соперники садились напротив друг друга и упирались ступнями (ноги в коленях прямые). Веревку наматывали на одну руку. По команде судьи соперники старались перетянуть друг друга так, чтобы кто-то из них оторвался от пола (земли). Блестящей победой считался переброс соперника через себя. После этого с победителем садился состязаться следующий игрок.

В другом варианте состязания один игрок состязался сразу с двумя или тремя игроками.

Подобное состязание под названием “Талты кел” было записано нами у казымских хантов. Оно проводилось во время перекочевок с оленьими стадами. Участвовали мужчины и женщины, могли состязаться даже семьями. Но в этом варианте игры игроки делились равномерно на две команды и садились колоннами напротив друг друга. Два направляющих игрока с той и другой стороны упирались ступнями ног, а остальные садились на колени. Затем все игроки брались равномерно за веревочку. По команде судьи игроки начинали тянуть веревку на себя. Игра проводилась до тех пор, пока кто-то из впереди сидящих игроков не вставал, а за ним вставали и остальные игроки.

Ваховские ханты состязались в перетягивании веревки от невода, которую сплетали из ивовой коры. Длина ее 2–3 м, диаметр 3 см. Играли в вечернее время только подростки и мужчины.

Два игрока вставали напротив друг друга, упирались одной ногой в брусок, лежащий между ними, и равномерно брались руками за веревку. По команде старшего или по договоренности между собой игроки начинали тянуть веревку на себя, стараясь перетянуть соперника на свою сторону. Победитель состязался со следующим игроком и т.д. Лучшим признавался игрок, перетянувший большее количество игроков. Это состязание носило название “Котывтохлы”.

В другом варианте этого состязания в перетягивании веревки соревновались уже два игрока против двух. В этом случае первый игрок наматывал веревку на руку, а второй перекидывал ее через плечо.

Хорошо известно среди хантов состязание с перетягиванием ремня, надетого на шею. Это состязание под названием “Выдра” наблюдал среди казымских хантов А. Рейнсон-Правдин. В этой игре игроки вставали на четвереньки и, натягивая ремень, надетый на шею обоих соревнующихся, пытались сдвинуть друг друга с места.

Более подробно эту игру мы записали в пос. Казым у Григория Ивановича Тарлина. Здесь состязание называли “Сапалн йэр талты юнт антупкелн”. Состязание проводилось в любое время года, участвовали в нем подростки и мужчины. Количество игроков не ограничивалось. Для игры брали ремень длиной 2 м из оленьей упряжи.

Состязались так: два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями, надевали на шею ремень и по команде судьи начинали тянуть ремень каждый на себя, стараясь оторвать соперника от земли (пола). Если это удавалось, то на место побежденного садился другой игрок. Побеждал игрок, которому удалось поочередно перетянуть всех участников.

В другом варианте игры соперники вставали на четвереньки напротив друг друга и старались перетянуть соперника за черту, проведенную между ними.

Подобное состязание было популярно и у ваховских хантов под названием “Савэлна талехсели”.

Интерес представляют и несколько состязаний в перетягивании пальцами, записанные нами у ваховских и казымских хантов. Эти состязания, несомненно, прекрасно укрепляли пальцы, кисти рук.

Ваховский вариант состязания назывался “Лайна талэхсели”. Соревновались в любое время года подростки и взрослые мужчины. Количество игроков составляло обычно от пяти до шести человек.

Два игрока садились напротив друг друга, упираясь ступнями (ноги в коленях прямые) в доску длиной 1,5–2 м, шириной 35–40 см, толщиной 2–3 см, цеплялись большими пальцами руки и по команде судьи старались перетянуть друг друга так, чтобы соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и сам отцеплял палец, то он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры.

Подобное состязание бытовало у хантов, кочующих в верховьях реки Назым, под названием “Перетягивание петли мизинцем” (“Фушан нэр тадта”). Состязались в любое время года подростки, взрослые, иногда подключались к игре женщины, девочки. Для игры изготавливали веревочную петлю длиной 50–70 см.

Состязались следующим образом: двое игроков садились напротив друг друга, упираясь ступнями, затем брались мизинцами за петлю, натягивали ее и по сигналу судьи начинали тянуть веревочную петлю на себя, стараясь оторвать соперника от пола (земли). Если игрок выпускал петлю, то он считался проигравшим, а с победителем состязался следующий.

Своеобразное состязание мы записали у сургутских хантов под название “Борьба ногами” (“Курнат тахта”). Это состязание проводилось в любое время года. Участвовали только подростки и мужчины.

Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватывали друг друга ближайшими локтями, сцепив пальцы своих рук на груди. Затем, подняв ближайшие друг к другу ноги вверх, выполняли ими захват. Другие ноги – прямые – лежали на земле (полу), во время борьбы соперники упирались ими в пол (землю). По команде судьи соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. Во время борьбы запрещалось расцеплять пальцы рук.

В другом варианте борцы ложились рядом головами в разные стороны, захватывали друг друга ближайшими руками, другие руки вытягивали вдоль туловища. Затем, подняв лежащие рядом ноги, зацеплялись ими вверху (другие ноги упирались пятками в пол или землю). По команде судьи соперники старались перевернуть друг друга через голову.

Аналогичный вариант состязания бытовал в пос. Усть-Войкары у шурышкарских хантов. Здесь борьба ногами носила название “Кур”. В этом варианте борьбы имелись некоторые особенности. Так, например, игроки ложились головами в разные стороны и руками не захватывали друг друга, а брали себя “за грудки” ближней рукой.

В героических былинах и сказаниях хантов часто встречается описание древнего состязания этого народа – переламывание костей птиц, животных [68; 69]. Наши полевые исследования позволили значительно расширить сведения о нем. Так, например, у ваховских хантов это состязание называлось “Котэнь лух мурэхтэлэ”. Состязались в любое время года, даже старики и женщины. Специально ходили по чумам (на стойбище обычно 4–5 чумов) и предлагали переломить кость глухаря. Играющий брал кость двумя руками за концы и старался, согнув, переломить ее.

Обские ханты (пос. Полноват) состязались в переламывании плечевой кости лебедя, но можно было при этом упираться костью в колено.

Это состязание имело большую популярность среди аганских хантов и ненцев. Существующие там правила разрешали обматывать концы кости тряпочками. Приезжему гостю часто предлагали сломать кость лебедя. По местным обычаям в случае, если никто из семьи не мог сломать кость, то ее передавали следующей семье; если же кость не мог сломать никто в роду, передавали следующему роду и т.д. Из преданий и героических былин, песен хантов известно, что богатырю, которому удавалось это сделать, за этот подвиг присваивалось почетное имя.

Другую разновидность состязания в переламывании кости (в данном случае лопатки оленя) мы записали в с. Русскинская Сургутского района. Оно называлось “Переломи кость” (“Понгыллон”). В игре принимали участие только подростки и взрослые мужчины. Состязание проводили в любое время года. Количество участников не ограничивалось. Для состязания необходима была кость: лопатка оленя, которую предварительно варили, очищали от мяса, а затем высушивали.

Игроки клали лопатку оленя на стол, затем поочередно щелчком большого пальца сверху старались раздробить, разломать ее. Тот, кому удавалось сделать это первым, считался победителем.

У хантов юрт Каюковых бытовала другая игра – “Состязание в силе” (“Вовх ичалли”), которая проводилась в любое время года. В игре принимали участие только молодежь и взрослые мужчины. Количество игроков не ограничивалось.

Пара играющих садилась напротив друг друга, ставили одну руку на локоть вертикально, кисти рук захватывали в замок. Вторая рука обязательно должна была лежать на столе позади первой. Ноги игроки ставили параллельно.

Приняв исходное положение, соперники по команде судьи (он давал команду, касаясь своими руками кистей рук соперников) или одного из очередных игроков начинали одновременно вести силовую борьбу руками. Надо было усилием руки положить руку соперника на стол, т.е. прижать ее к столу. Во время такой борьбы запрещалось отрывать локоть от стола. Если же игрок нарушал это правило, то признавался побежденным, даже если соперник не смог прижать его руку к столу, и выбывал из игры. В этом единоборстве побеждал тот игрок, который усилием своей руки прижимал руку противника к столу, не нарушив правил борьбы. Обычно на смену побежденному за стол садился следующий участник и т.д. Победителем среди всех участников становился тот игрок, который таким способом побеждал всех соперников и набирал большее количество побед.

Подобное состязание была распространено и в с. Итьях (казымские ханты) под названием “Перетягивание руками” (“Йэр еш”). Но необходимо отметить, что в этом селении в состязании участвовали только мужчины.

Другой разновидностью состязаний в силе и быстроте было толкание камней на дальность. Это состязание мы записали в пос. Каюково (сургутские ханты). Его здесь называли “Толкание камней” (“Ков лякты”). Для этих состязаний специально привозили камни весом от 10 до 30 кг, которые находили на берегах рек. Состязались в летнее время на песчаном берегу подростки, юноши, мужчины. Каждая возрастная группа толкала камни определенного веса: чем старше возраст, тем они были тяжелее. Все участники толкали один и тот же камень в своей возрастной группе. Количество совершаемых попыток обговаривалось заранее, чаще оно было от одной до пяти.

На песке (земле) проводили линию, от которой толкали камни. Участник брал камень, подходил к линии, располагал камень у плеча (любого, как ему удобно), отводил плечо с камнем слегка назад и совершал толчок, посылая камень как можно дальше вперед. Расстояние пролетевшего камня замеряли шагами, а на месте приземления камня клали или втыкали палочку. Побеждал тот игрок, который дальше всех толкнул камень. Если участник, как во время выполнения упражнения, так и после его завершения наступал на линию отталкивания или заступал за нее, попытка не засчитывалась.

Сведения о состязаниях в толкании камней довольно часто встречаются в сказках, героических сказаниях и былинах хантов. Это говорит о древнем происхождении многих игр-состязаний, а также свидетельствует о том, что в народных играх отражается быт, хозяйственная и промысловая деятельность этого народа.

Рассматривая состязания хантов как средство воспитания и совершенствования физических качеств, нельзя не остановиться на состязаниях, способствующих развитию такого качества, как быстрота. Оно хотя и не было ведущим для хантов, но без него не просто было обойтись в некоторых моментах охоты, рыбалки, оленеводства (во время погони за зверем, при ловле рыбы острогой, пастьбе оленей и т.д.). Одно из таких состязаний мы записали в с. Каюково (сургутские ханты). Оно носило название “Состязание в беге” (“Паста коята”). Проводилось в любое время года на ровном месте. Участвовали молодежь и мужчины. Количество игроков – произвольное. Дистанцию для бега устанавливали по договоренности перед началом состязаний. Обычно длина ее была в пределах 300 м.

Перед началом состязаний проводили стартовую и финишную линии или определяли какой-либо предмет (дом, дерево, камень и т.д.), до которого надо было бежать. На финише стоял судья, который называл победителя забега и победителя состязаний. Стартовали по два человека в забеге. Проигравшие в своих забегах выбывали из дальнейшей борьбы, а победители состязались уже между собой также в парах. В итоге этих многоступенчатых состязаний после забега последних двух бегунов выяснялось, кто из них самый быстрый и выносливый.

Был и другой вариант, когда на старт становились сразу все участники состязаний, которые и определяли победителя между собой.

Во время забега запрещалось мешать друг другу. За нарушение этих правил состязаний, участник снимался с соревнования.

В этот возрастной период у хантов особенно возрастает роль самобытных физических упражнений, которые позволяли более избирательно воздействовать на те или иные группы мышц, развивать функциональные возможности организма, совершенствовать специфические двигательные навыки, необходимые для промысловой и хозяйственной деятельности молодежи и взрослых. Самобытные физические упражнения так же как и состязания мы классифицируем в своей работе по направленности их на развитие физических качеств, присущих хантам.

Так, например, в с. Русскинская (сургутские ханты) бытовало самобытное физическое упражнение, направленное на развитие выносливости (силовой). Оно называлось “Кто сильнее?” (“Кырын панат?”). Для его выполнения ставили вплотную друг к другу 15–20 нарт и использовали два мешка с мукой весом от 30 до 40 кг.

Один из участников захватывал правой и левой рукой по мешку, прижимал их к туловищу и старался пройти с ними вокруг нарт как можно больше кругов. Если во время ходьбы падал хотя бы один мешок, участник выбывал из игры. Победителем считался тот, кому удавалось пройти наибольшее количество кругов вокруг нарт.

Самобытное физическое упражнение “Подъем мешка зубами” (“Кырын панат алымта”) было популярным здесь же. Участвовали в нем молодежь и мужчины средних лет (35–40 лет). Для его выполнения использовался мешок с мукой весом 30–40 кг.

Участники проводили на снегу линию, у которой ставили мешок с мукой. К этому мешку подходил кто-либо из участников, брал его за верхнюю часть зубами, поднимал и старался пронести как можно дальше вперед. Место остановки участника отмечалось палочкой, которую втыкали в снег. Таким образом пронести мешок с мукой должен был каждый участник этого упражнения.

Казымские ханты любили упражняться на песчаном берегу реки. Одним из самобытных физических упражнений, которое они выполняли, было упражнение в кувырках.

Игрок из исходного положения (упор присев, ноги скрестно) выполнял серию кувырков вперед (назад) до тех пор, пока хватало сил. Затем выполнял упражнение следующий и т.д. Место, где участники прекращали кувырки, отмечалось ими палочкой или камешком. Побеждал тот, кому удавалось укатиться дальше других участников.

Несколько самобытных физических упражнений, направленных на развитие преимущественно силы, мы записали у сургутских и казымских хантов. Так, сургутские ханты упражнялись в поднимании туловища из положения лежа на спине. Это упражнение было любимым не только у молодежи, но и у взрослых мужчин.

Из исходного положения (лежа на спине, руки вдоль туловища) необходимо было перейти в положение седа. При выполнении данного упражнения нельзя было отрывать пятки от земли (пола), сгибать ноги

В другом самобытном физическом упражнении “Поднимание партнера из положения лежа на спине” участники упражнялись вдвоем. Один из партнеров принимал положение лежа на спине, руки вдоль туловища. Другой, расставив ноги врозь, принимал устойчивое положение, наклонялся вперед, захватывал ноги лежащего партнера на уровне коленей так, чтобы стопы упирались ему под ягодицы. Задача – поднять партнера и поставить его на ноги. Лежащий партнер старался сопротивляться, напрягая мышцы тела так, чтобы оно было неподвижно и как можно прямее.

Интересное самобытное физическое упражнение на ящичке из кедрового корня (куд) было распространено среди казымских хантов. Для его выполнения был необходим ящичек, сплетенный из корней кедра, высотой 50–60 см, диаметром 40–50 см. Упражнялись молодежь и взрослые мужчины.

Участник занимал исходное положение (упор сзади на ящичке). Затем, сгибая ноги в коленях, должен был перейти в стойку на руках, взять зубами небольшую палочку (которую клали на ящичек перед упражнением) и вернуться опять в исходное положение. Тот, кому удавалось это сделать быстрее и без ошибок, признавался победителем.

Существовали у хантов и самобытные физические упражнения, направленные на развитие быстроты. Одно из них бытовало у хантов, кочующих в районе реки Назым. Оно называлось “Сквозь петлю” (“Кедлак мухты”). Упражнялись молодежь и взрослые мужчины. Каждый участник из аркана или просто из веревки связывал себе петлю размером с длину своей голени. По команде судьи (обычно стариков) участники должны были как можно быстрее пролезть через свою петлю. Побеждал тот, кому удавалось сделать это быстрее других.

Здесь же мы записали самобытное физическое упражнение, направленное на развитие гибкости. Оно называлось “Упражнение на гибкость ног” (“Ма та нанев курт сапата пунанд”). Упражнялись только девушки.

Участницы садились на пол и старались с помощью рук закинуть ногу за голову. Побеждал тот, кому удавалось сделать это быстрее других и качественнее (т.е. закинуть ногу как можно дальше за шею).

В другом варианте игры необходимо было закинуть за голову обе ноги.



Красильников Валерий Павлович
Игры и состязания в традиционном физическом воспитании Хантов

Хит недели

Необычные цветы в подарок

 Необычные цветы в подарок

 Этот оригинальный способ выполнения рисунков использовался еще нашими прадедами.

Поделки к праздникам

Международный день защиты детей
Международный день защиты детей
1 июня

День изобретателя и рационализатора
День изобретателя и рационализатора
30 июня

поделки к другим праздникам

В мире игр и игрушек

Робот из зубной щетки

Робот из зубной щетки

  Вот такого необычного и очень шустрого жучка вы можете сделать себе из зубной щетки, моторчика от телефонного вибратора и несколько батареек от часов или компьютера.


Игра “Доротка”

Игра “Доротка”

 Эту игру мы назвали так. потому что ее придумала Доротка Хожевская, ученица 1 класса. Игра прекрасно тренирует зрительную память.


Дрессированная мышка

Дрессированная мышка

 Хотите позабавить своего младшего братишку и его друзей необычной игрушкой? Выберите из его мягких зверюшек одну. Допустим, это будет мышка.

другие новости

Игрушки и сувениры
Восточный гороскоп
Коза (Овца)
2015
овца
Лошадь
2014
лошадь
Змея
2013
змея
Дракон
2012
дракон
Кролик (Кот)
2011
кролик
Тигр
2010
тигр
Бык (Вол)
2009
бык
Крыса
2008
крыса
Кабан (Свинья)
2007
свинья
Собака
2006
собака
Петух
2005
петух
Обезьяна
2004
обезьяна

© 2004 — 2016
Идея и реализация — Сергей Резников